Информационно-поведенческая концепция человека
1.2.1) по крайней мере частично - мы не можем утверждать, что упорядоченные представления исчерпывают их оригинал из внутреннего мира человека, поскольку в процессе фиксации происходит потеря качества. Да и не все богатство внутреннего образа доступно мысленному взору в самый момент фиксации. Поэтому фиксированные представления правильнее рассматривать не как картины из внутреннего мира человека, а как их упрощенные заменители - символы, которые воспринимающим сознанием разворачиваются в его собственные представления. Вместе с тем множество таких символов, составляющее язык общения людей, проходит многовековой отбор практикой воспроизводства человеческих общностей, что позволяет считать его не свалкой индивидуальных капризов, а общим информационным пространством, достаточно согласованным для успешного взаимодействия людей в данной общности, то есть, достаточно адекватным их внутреннему миру.
2.1.1) Полноценным аналогом сознания можно считать только сознание другого человека - Уже детский вопрос: чувствуют ли, подобно человеку, камни, растения, насекомые, животные, - ставит нас в сложное положение. На самом деле этот "детский вопрос" неспроста назван основным вопросом философии. В наших ощущениях камни никак не проявляют своего "сознания", и деревья - тоже. У разных животных мы наблюдаем больше или меньше общего с поведением человека, но усматриваем все-таки качественное различие - невозможность донести до нас свои чувства, как это удается людям. Попробуем ответить на упомянутый выше детский вопрос. Наше чувствование мы в той мере приписываем другим объектам, в какой их взаимодействие со средой аналогично нашему. Камни вообще не воспроизводятся, адаптационные возможности растений, насекомых и даже высших животных несопоставимы с человеческими.
Но может ли человек создать машину, которая будет обладать всеми внешними признаками человеческого поведения, включая создание себе подобных? Надо ли будет считать эту машину носителем сознания? В какой момент полупроводники, железяки и биомасса становятся одушевленными? Следуя логике объективной реальности, разум попадается в ловушку. Сам человек ощущает, что он больше, чем видимое другим его поведение. Других людей он в своих представлениях также разворачивает в подобие своего внутреннего мира. Проделать такую операцию для робота, имитирующего внешние проявления человека - некорректно. Мы не знаем, как превратить машину в человека, наделить ее подобием нашего сознания.
Мы знаем, что наш способ существования - воспроизводство - обусловил наше особое отношение именно к сородичам, а не к их подобиям. Понимание, что животному больно, не останавливает человека-охотника, как ничто подобное не останавливает кошку. Не человеком устроен сей порядок. Если кому-то хочется менять его, а разум человека в состоянии менять порядки, установленные не им, то не надо обманывать себя несуществующей внечеловеческой добротой.
При этом важно понимать, что человеческая доброта - это не просто игра ума сытого человека, что она тоже обусловлена воспроизводством, в частности, заботой о потомстве. По-видимому, биологический ограничитель агрессивности и жизненный опыт человеческих общностей переработаны "разумом поколений" в ценностные установки добра, воспроизводящиеся общественными правилами. Во всяком случае, эмоциональный барьер доброты, поддерживаемый общностью, мешает без разбору уподоблять "законной" добыче охотника все, что попадется, включая сородича.
2.1.2) разум завоевывает все большую власть над поведением человека - мы должны понимать, что разум никак не обособлен от сознания в целом, а суть неотъемлемая часть целого, выделяемая нами для удобства рассмотрения. Поэтому и противостояние разума другим факторам сознания есть не более, чем мысленная модель, которая при трактовке разума, принятой нами, оказывается неверна. Разум не конфликтует с инстинктами, эмоциями и желаниями, он обслуживает сознание, поставляя ему упорядоченную информацию. Авторитет разума в сознании растет, сознание допускает его к наведению порядка во всех своих уголках, включая иррациональные, и в какой-то момент верный слуга подменяет хозяина.
2.2.1) понятия рациональное и иррациональное применимы только к явлениям человеческого сознания, в частности, к представлениям - Объективные явления не могут быть рациональны или иррациональны, эти термины применяются лишь как эпитеты по аналогии с какими-либо представлениями, например, рациональное устройство пчелиной семьи, рациональное техническое решение.
2.2.2) Разум ... всегда упрощает иррациональное, но не всякое упрощение достигает рациональности - Иррациональные представления могут быть упорядоченными и похожими на рациональные. На самом деле, сложные рациональные представления, подкрепленные для удобства восприятия образными аналогиями, бывает нелегко отличить от хорошо упорядоченных иррациональных представлений. Этому смешению способствует и принимаемая нынешней публикой нечеткая трактовка понятия "рациональное", от которой мы стараемся уйти. Ошибки при различении рационального и упрощенного иррационального возможны, но в этом деле разум опирается на практическую деятельность многих поколений людей, в ходе которой рассогласованные (неоднозначные) трактовки отбраковываются
Мы принимаем на веру, что числа, геометрические фигуры, время, пространство и т.д. трактуются учениками так, как подразумевает учитель. А вот как трактуется любовь и счастье?
Что касается природы рационального и иррационального, то мы считаем, что сознание человека изначально иррационально, то есть, не может быть исчерпано разумом. Человеческая индивидуальность существует как неповторимая игра разума с иррациональным в сознании. Иррациональность внутреннего мира человека, в частности, проявляется во взаимоотношениях с близкими. С другой стороны, для информационного обмена, накопления и упорядочения знаний рациональные представления гораздо удобнее. Поэтому рациональный методологический арсенал применяется и к иррациональным представлениям, притом не всегда адекватно.
Для иррациональных представлений не существует критерия истинности, кроме субъективной убежденности (веры) индивида. Практика в отношении иррационального может свидетельствовать либо о предпочтениях большинства в данный момент, либо о невозможности большинства выразить свои предпочтения. Например, иррациональным является утверждение: "Черный квадрат" К.Малевича - гениальное произведение искусства. Но если принять понятие "гениальное произведение искусства" как произведение, названное таковым по общегосударственному телеканалу, то утверждение становится условно рациональным для всех согласных с данным определением гениальности.
2.2.3) рациональные схемы оказываются исключительно плодотворны для человеческой общности и ее членов в контексте адаптации и коммуникации - Природа не обладает сознанием, аналогичным человеческому. Она не обижается на человека за то, что он упрощает ее до своих утилитарных представлений. Она бесстрастно отвечает на поведение людей, не вступая в диалог, а предоставляя человеку время самому разобраться, каковы природные закономерности, и как надлежит вести себя людям.
Сознание человека пристрастно, оно возмущается попытками низвести его до однозначной рациональной схемы. Оно отстаивает свое право в собственных представлениях быть собой, то есть, не стыдиться и не пугаться своего живого "неразумного" начала - иррациональности.
2.2.4) Для иррациональных представлений логика является лишь игрой разума, ни к чему не обязывающей в плане поведения - В этой связи становится понятно различие между культивируемым ныне мышлением "гуманитариев", занимающихся применением логики к иррациональным представлениям, и инженерным мышлением "технарей", у которых рациональность строго обязательна. Авторитет логике заработали именно технари, достигшие современных технических вершин. От их профессионального сознания исходит убежденность в непогрешимости логики и прочных гарантиях ее ответственного применения.
Гуманитарии пользуются логикой совсем иначе. Их логические выкладки, хотя и выглядят иногда как объективное исследование реальности или строгое инженерное проектирование, но оперируют с нефиксированными образными представлениями. При этом и ошибки в логике не влекут инженерной ответственности, и ее правильное применение не гарантирует надежности конструкции. По-видимому, различию профессиональной специфики соответствует разное понимание этики.
2.2.5) Объективная истина основана на закономерностях мира, которые не зависят от воли субъекта - От воли каждого отдельного субъекта не зависят также однажды сложившиеся и воспроизводящиеся договоренности между людьми, например, язык общения. В этом смысле язык можно считать объективным явлением. Однако по мере самопознания у человеческой общности появляется все больше технологических возможностей сознательно изменить договоренности, передоговориться.
Феномен объективной реальности, целенаправленно изменяемой по некоей воле человеческой общности, не имеет аналогов в естественной природе. Он делает прежние естественнонаучные аналогии неприменимыми к современным человеческим общностям. Адекватным новой реальности представляется излагаемый в данной работе информационно-поведенческий подход.
2.3.1) Каждый акт сознательного поведения осуществляется человеком во имя каких-либо желательных последствий, результатов. Они осознаются как актуальная цель, на достижение которой направляется поведение - Каждый акт сознательного поведения может быть формализован как движение к определенной цели. Цель - продукт сознания человека, она не существует вне сознания. Человек приписывает цели, как он их понимает, другим субъектам поведения (техническим устройствам, живым существам, человеческим общностям).
2.4.1) ситуационные преимущества - имеется в виду сочетание всех обстоятельств самоуправляемого поведения, включая индивидуальные способности данной личности, знания, положение в системе общественных взаимоотношений.
2.4.2) Объективные интересы в современных сложно организованных человеческих общностях должны быть предметом научного изучения - "Правильный" индивид в нашем понимании - не тот, кто просто принимает цели, заранее объявленные объективными, и придерживается их в жизни. "Правильный" индивид сам выдвигает и ранжирует цели. Теория не может предложить ему персонального идеального набора. Но теория должна объяснить, какие из интересов объективны, и что будет с общностью, если в ней почему-либо не обеспечены объективные интересы.
В той мере, в какой это зависит от общественного устройства, каждый индивид должен иметь посильные возможности удовлетворения всех объективных интересов. У индивида могут быть свои соображения об интересах, не совпадающие с приоритетами объективного набора. Однако, объективные интересы должны каким-то образом находить в человеческой общности своих носителей.
Тут бывают проблемы двоякого рода: отлученность искусственными условиями жизнедеятельности и общественными правилами значительного количества (иногда большинства) индивидов от удовлетворения объективных интересов, а с другой стороны - недостаточная привлекательность объективных интересов в представлениях человека, отвращающая людей от преследования соответствующих целей. В любом из этих случаев встает вопрос о корректировке условий жизни и общественных правил.
2.4.3) Целеполагание разных индивидов в сфере субъективных интересов потенциально конфликтно - В принятой нами терминологии субъективные интересы - это субъективные представления о потребностях индивида сверх необходимого для воспроизводства общности. В этом царстве субъективности единственной рациональной основой остаются именно объективные интересы, воспроизводство и адаптация. То есть, в случае противоречия субъективных интересов каким-либо объективным, приоритет отдается последним. Это рационально обоснованное требование, дееспособный субъект не может этого не признать.
Ясную картину, однако, запутывает то обстоятельство, что индивиду приходится адаптироваться не только к природе с ее беспристрастными закономерностями, но и к субъективному самоуправляемому поведению других индивидов и групп. Означенные субъекты норовят то и дело размыть грань между пониманием объективных и субъективных интересов, выдать свои субъективные интересы за объективные, объявить чужие объективные субъективными, а то и просто отказаться от рассмотрения объективности интересов, когда им это невыгодно.
2.5.1) По такому принципу устроены различные автоматические регуляторы, электронные генераторы и усилители - Классическим примером системы с обратной связью является водобачковый агрегат, хорошо знакомый любому городскому жителю, уже преодолевшему возраст сидения на горшке. Если агрегат отлажен как положено, то он включает долив воды, когда ее уровень снизился ниже определенного значения, и перекрывает воду, когда достигнут требуемый ее уровень.
Не каждый сиживал с паяльником, конструируя усилители электрического сигнала, а это хороший пример для понимания обратной связи. Слабый сигнал, поданный на вход усилителя, повторяется на выходе, но уже с большей мощностью или напряжением. Кому-то однажды пришло в голову соединить вход с выходом. Это соединение и назвали "обратной связью". Усилитель начинает усиливать сам себя. Из-за неидеальности характеристик он не просто приходит к максимально возможному уровню сигнала на выходе, но чаще всего самовозбуждается - начинает генерировать колебания. Так обстоит дело при положительной обратной связи, когда часть мощного сигнала, поданная с выхода, складывается со слабым входным.
А если поменять полярность обратной связи, чтобы ее сигнал вычитался из входного? Это резко снизит коэффициент усиления, хотя возрастет стабильность работы устройства. Но данный вид обратной связи - отрицательная - по-своему замечателен. Дело в том, что усилители вносят в сигнал искажения - на выходе примешиваются такие колебания, которых не было во входном сигнале. Они порождены самой электронной схемой. Отрицательная обратная связь эти вредные колебания подает на вход противофазно, и они, пройдя через усилитель, компенсируют искажения. Эта красивая теоретическая схема отлично подтверждается практикой - усилители научились делать с огромным коэффициентом усиления, так что его уменьшение за счет отрицательной обратной связи бывает не страшно, а снижение искажений очень заметно.
2.5.2) Классическим научным примером природной системы с обратной связью может служить Кейбабское плато Джэя Форрестера, - где в почти замкнутом от внешнего мира пространстве произрастал олений корм - мох, который поедался оленями, водившимися на плато. А тех, в свою очередь, поедали волки, тоже водившиеся там.
В урожайный год, когда мха было много, олени размножались. Большое количество волков сдерживало чрезмерное размножение оленей, и до эпизоотий не доходило. При малом количестве волков численность оленей снижалась уже потому, что корма на всех не хватало. Начинали болеть, становились легкой добычей волков, что способствовало размножению последних. В общем, на этом плато поддерживалось колеблющееся равновесие между волками, оленями и кормом.
2.5.3) Человеческий род существует в условиях двух объективных обратных связей - У человека есть неотменяемые жизненные потребности - очевидные, такие как пища, тепло, воспроизводство потомства, и менее очевидные, но тоже обеспечивающие жизненный цикл индивида и воспроизводство общности. Общность людей, которая не получает ресурсов из внешних систем, может потреблять только тот объем материальных благ, который обеспечен природой и создан производительным трудом. Потребляя больше, можно истощить запасы и подорвать возможности воспроизводства. Общность, которая не может вывести негативные последствия своей жизнедеятельности из своей среды обитания, неизбежно испытывает их влияние на свое существование. Вредные последствия не должны накапливаться до уровня, когда нормальные условия жизни не успевают восстанавливаться. Это объективные обратные связи, которые действуют на протяжении всего существования человеческого рода независимо от воли людей.
2.5.4) связь представлений человека с реальностью должна быть надежно обеспечена - в согласии с инстинктом самосохранения индивида и соответственно пониманию его роли в воспроизводстве. Кстати, замечательные примеры рассмотрения обратной связи в таком контексте являют собой басни И.А.Крылова "Свинья под дубом" и "Стрекоза и муравей".
2.5.5) нет никаких теоретических оснований считать распределение материальных благ явлением, неподвластным человеческой воле - Сказки о стихийной рыночной справедливости, похоже, отомрут раньше, чем вы прочтете данный текст. Зато коммунистическая формула общественного устройства: От каждого по способностям - каждому по потребностям, оказывается теоретически обоснована и практически достижима, если иметь в виду объективные интересы. А субъективные потребности и при коммунизме остаются конфликтной сферой и удовлетворяются в конкурентном порядке по вкладу в общее благо и способностям.
3.2.1) управление человеком суть целенаправленное информационное воздействие на его поведение - Мы отделяем информационное управление индивидом, как он есть, через апелляции к его сознанию, от технологических воздействий, обходящих сознательный контроль человека. Так, непосредственное сигнальное воздействие на мышцы или мозг человека, гипнотическое внушение и т.п., хотя и отвечает техническому пониманию управления, но происходит вне процесса самоуправления. Игнорирование субъектности индивида при взаимодействии с ним в человеческом мире, мягко выражаясь, не приветствуется.
Однако, грань между информационными и технологическими воздействиями, прежде достаточно определенная, стала размываться в середине 20 века посредством концепции свободы рекламы в выборе форм информационного воздействия. Под надуманными предлогами рекламе, телевидению и кинематографу позволено применять интенсивные воздействия, информационные по своей форме, аналогов которым нет в "натуральном" общении людей, и которыми достигается снижение эффективности сознательного контроля.
3.2.2) При этом окажется, что в человеческой общности все управляют друг другом - таким образом, все в этом отношении "квиты", и невозможно говорить о каком-либо распределении ответственности за происходящее.
3.3.1) Управление поведением человека и множества людей, понимаемое как рациональный процесс, можно осуществлять по большому счету всего лишь тремя способами - На самом деле есть еще и четвертый способ, отличающийся от первых трех тем, что сама способность человека к самоуправляемому поведению подвергается технологическому воздействию. Но в нашем понимании управление суть не технологическое воздействие, а сигнальное, не изменяющее, тем паче, не разрушающее объект. К сожалению, многие "менеджеры" современного "цивилизованного" мира понимают управление по-другому.
3.6.1) Этот ценностный подлог буржуазная идеология воспроизводит в течение столетий, правдами и неправдами преодолевая сопротивление рефлектирующей общественной мысли и культуры - Почему свободные индивиды все же "хавают" этот подлог? Во-первых, потому что страсть к наживе создает во взаимодействии людей положительную обратную связь, которая на определенных исторических этапах разгоняет процессы развития производства и приводит к небывалому росту совокупного общественного могущества. Во-вторых, потому что свободные личности не располагают иной системой координат, опытом иной организации жизни, обеспечивающей аналогичный уровень удовлетворения объективных интересов. Такую систему координат дает советское бесклассовое общество.
3.8.1) человек, подчиняющийся управлению, остается субъектом восприятия мира и сохраняет способность к самоуправляемому поведению - например, водитель, получивший задание прибыть в пункт назначения, сам управляет автомобилем, сам курит и отвечает на звонок мобильника, не имеющий отношения к заданию.
3.8.2) Возможность контролировать управление и при желании выйти из подчинения позволяют управляемому в идеале выдерживать тот уровень выгодности взаимодействия (подчинения), который его устраивает по сравнению с имеющимися альтернативами поведения - Все познается в сравнении; даже привыкший к повиновению раб, не имеющий никаких приемлемых альтернатив, может не подчиниться, если его положение ухудшается резко или ниже возможности выживания. Притом "самоуправление" раба трудно назвать свободой. В общности альтернативы продиктованы индивиду не столько природными, сколько социальными обстоятельствами, а те, в свою очередь, обусловлены характером общественных взаимоотношений, то есть, общественными правилами.
3.8.3) неконтролируемое управление - этот термин означает, что управление не контролируется теми, кто ему подвергается, а не теми, кто осуществляет. Последние, напротив, должны постоянно вести мониторинг общественных настроений и актуальных интересов, что они и делают всеми возможными способами.
4.6.1) Бытие определяет сознание - Правильнее сказать, что бытие и сознание как индивида, так и общности, связаны обратной связью (п.2.5). Но ничто не мешает нам рассмотреть часть контура обратной связи - зависимость представлений субъекта от реальности, с которой он взаимодействует.
4.6.2) в настоящее время технологический упор делается на второй фактор, который в массовом сознании становится наиболее весомым - Рекламная индустрия и массовая культура создает плотный суррогатный образный фон, вытесняющий из сознания человека контекст окружающей реальности и межличностного общения. Хуже того, внутренний мир человека под напором острых ощущений псевдореальности переключается на взаимодействие с этой искусственной, субъективно управляемой средой.
5.2.1) В хаосе мировоззренческих концепций, определявших и определяющих жизнедеятельность людей - Когда представляешь себе разброс известных теоретических картин мира, кажется, что не существует ничего общего, абсолютного, что невозможно было бы отрицать. Но как только дело доходит до практического удовлетворения жизненных потребностей, так невообразимость и экзотика уступают место наглядности и общепринятости. Самые таинственные сложности мира прячутся странным образом внутри психики человека. Однако, не всегда обыденное сознание замечает эту особенность жизнедеятеьности.
Вот и сегодня господствующие философские концепции мироустройства утверждают, что мир человеческих взаимодействий усложняется вследствие научно-технического прогресса и необходимости узкой специализации во всех отраслях деятельности. Прогресс уподобляют умному коту, который от былой примитивной ловли мышей перешел к их высокотехнологичному разведению для своих надобностей. Вообще-то, такая метаморфоза, буде произошла бы с котом, требует пересмотра традиционно благодушного отношения к этому животному.
На самом деле в нынешнем по большей части рукотворном мире и прогресс по большей части сознательно направляется, и всегда есть альтернатива тем или иным судьбоносным решениям.
5.2.2) совершенствование мира - автор не считает, что все достижения человека, ставшего хозяином Земли, украшают собой голубую планету. Напротив, неумение беречь природу и раскрученный маховик потребления, поневоле наследуемый потомками, вряд ли можно счесть благом для человечества. Однако, приведенные слова сказаны не из сарказма, а чтобы оттенить несоответствие некоторых последствий адаптации ее идеальным целям.
5.4.1) Но это отличие играет особую роль в жизнедеятельности людей - Объективные интересы на мой взгляд являются главным, если не единственным философским абсолютом материалистического миропонимания, неразрывно связывающим субъекта с материальным миром. Однако, поместить столь сильное утверждение в основной текст я не решился, опасаясь оказаться между материалистами и идеалистами и попасть под огонь критики с обеих сторон. Пусть скромно стоит в примечании.
5.5.1) граница проходит не между словом и делом, а между словом помысленным и словом сказанным - Эта довольно банальная истина, в частности, позволяет отличить преследования за инакомыслие от преследовний за деятельность.
5.6.1) прогрессивный капиталистический уклад, эффективно заинтересовывающий людей в высоких темпах развития производительных сил, культивирует в массовом сознании субъективные ценности - Объективные интересы непосредственно связаны с биологическим началом человека, соответствующими потребностями и инстинктами. Им адекватны самые сильные эмоции и переживания, страдания и удовольствия. В представлениях самоуправляемого индивида объективные интересы должны бы обладать безусловно высшим приоритетом относительно субъективных.
Так и оказывается, когда объективные интересы актуализируются обстоятельствами: угрозой жизни и здоровью, влюбленностью, родительскими обязанностями.
Однако, прямая угроза жизни является чрезвычайным обстоятельством, поэтому непосредственная защита жизни редко бывает актуальна у массового человека. А привычное состояние безопасности становится неощутимо, воспринимается как само собой разумеющееся, теряет свою весомость в сопоставлении с другими обстоятельствами.
Высшими становятся другие актуальные интересы. Но здесь буржуазная культура в 20 веке устроила человеку чудовищный подвох: потребности, связанные с продолжением рода, она отвязала от продолжения рода как объективной ценности, пропагандируя и культивируя их как самоценное удовольствие. Таким образом, этот источник жизненной энергии длительного действия переключен в сознании массового человека с категории объективных интересов на сугубо субъективные. Например, слоган "безопасный секс" связывает соответствующие побуждения в их природном предназначении с опасностью, то есть, угрозой объективным интересам, а их потребительский аспект - с безопасностью, то есть, защитой.
После этого объективной остается только забота о здоровье, но и тут рекламная индустрия пропагандирует в основном внешнюю привлекательность, престиж и удовольствие, в лучшем случае избавление от страданий, но не взаимную значимость людей друг для друга.
Приравняв ценность удовольствия ценности жизни (и наоборот!), современная буржуазная система представлений стирает грань между объективными, особо защищаемыми, и субъективными интересами. Все интересы индивидов становятся теоретически равноценными. Как же, интересно, они объясняют своим детям, почему закон не разрешает убивать людей, обращать в рабство? Справляются в Библии? Или не объясняют? Как там у О'Генри: "Боливар не выдержит двоих". И уже совсем не трудно для человека с такими представлениями оценить свое стремление к удовольствию, выгоде, etc выше чужой человеческой жизни. Отсюда и пресловутая "война всех против всех", которую нелюди ведут против людей.
5.6.2) Однозначной целью поведения человека с помраченными ценностями провозглашается стремление к выгоде, удовольствию или чему-то подобному - Здесь буржуазные идеологи ведут коварную психологическую игру: они совращают человека, подталкивая его на будто бы прямую дорогу к удовольствию и выгоде, а попадает он в хитроумный змеевик капиталистической эксплуатации. Если соблазна недостаточно, человека ломают: в этом царстве плюрализма все другие пути ведут в кювет.
Информационно-поведенческая концепция человека