Информационно-поведенческая концепция человека
2.1. Объективные особенности сознания
2.2. Рациональное и иррациональное
2.3. Индивид - самоуправляемый субъект
2.4. Объективные и субъективные интересы людей
2.5. Обратная связь
2.6. Прогностическая исключительность человека
2.7. Крепость сознания - ценности
2.8. Недостаточность рациональной адаптации
Феномен сознания занимает особое место в нашем понимании мира. Начать с того, что наши попытки понять и объяснить мир суть проявления сознания, так что рассуждения о сознании представляют собой рефлексию - оно как бы отражается в самом себе.
Мы наблюдаем человеческое сознание двояко: собственное - изнутри, другие - как поведение окружающих людей. Личный жизненный опыт недостаточен для объективного рассмотрения вопроса. Обширнейший материал о проявлениях человека - история, культура, научные представления - при невообразимом объеме и разнообразии носит на себе отпечаток субъективности соответствующих исследователей и их представлений, к тому же страдает неполнотой и недостоверностью. Поэтому понимание сознания обычно опирается на те или иные из существующих представлений, либо строится на какой-либо подмеченной закономерности, которая исследователю представляется основополагающей.
Мы будем рассматривать человеческое сознание в плане объективной формы существования человека - воспроизводства биологического вида и жизненных факторов. В понятие воспроизводства помимо биологического аспекта мы включаем всю реальность современного общества: воспроизводство материальных благ, знаний, отношений, культуры. Причем этот социальный аспект представляется нам более важным для рассмотрения, поскольку именно он отличает человека от других живых существ. Этот аспект мы считаем главным в своем подходе к пониманию индивидуального сознания.
Животная сторона обычно привлекает исследователей своей большей природной изначальностью, естественностью, объективной правильностью в противовес какой-то наигранности, придуманности, театральности социальной стороны бытия человека.
Мы не претендуем вторгаться в биологию, которая изучает нашу животную ипостась. Мы далеки от того, чтобы искать в биологических аналогах, напоминающих что-либо из жизнедеятельности человека, объективное объяснение феномена социального бытия. Пчелиная семья, муравейник, обезьянья или волчья стая в нашем понимании не являются природным аналогом человеческого общества, будто бы открывающим какие-то забытые людьми природные пружины. Мы полагаем, что в той мере, в какой возможности поведения современного дееспособного человека отличаются от возможностей обезьяны, волка, муравья или пчелы, в той же мере человеческая общность отличается от соответствующих биологических сообществ.
Вместе с тем, аналогия между сознательной жизнедеятельностью человека и поведением животных все-таки есть. И то, и другое суть взаимодействие биологических особей с окружающей средой, в том числе друг с другом. Результатом этого взаимодействия является выживание пусть не каждой отдельной особи, но биологического вида в целом. Воспроизводство вида обеспечивается лишь при определенном соответствии поведения особей окружающим условиям, когда удается добывать пищу, выживать в климатических условиях, производить и выращивать потомство и т.д..
Это отмеченное нами обстоятельство общеизвестно как поразительная целесообразность устройства природных систем. Если соответствие, необходимое для выживания, нарушено, например, изменились условия жизни, то оно либо восстанавливается со стороны живых существ, либо те погибают. Обратного явления - приспособления внешних условий к произвольно изменившемуся поведению индивида, в наблюдаемом нами объективном мире ожидать не приходится. То есть, взаимодействие живых существ с окружающей реальностью объективно имеет характер приспосабливания, адаптации особи к внешним условиям.
Сознание как раз играет в жизни человека роль механизма взаимодействия со средой, приспособления особи к окружающему миру. Вкупе с беспрецедентной в живой природе способностью к сложной трудовой деятельности сознание дает человеку огромные адаптивные возможности.
В таком рассмотрении сознание - это присущая человеку-индивиду способность информационного взаимодействия с окружающим миром, ощущаемая индивидом как его внутренний мир. Формулировку "как внутренний мир" следует понимать так, что сознание ощущается индивидом как абсолютная ценность, субъективно равновеликая окружающему миру. Полноценным аналогом сознания можно считать только сознание другого человека (2.1.1). Объективными предстают такие особенности сознания, как:
Аналогичные способности можно наблюдать и у высших животных. Превосходство человеку над животными дает разум, который проявляется в существенно более совершенном умении различать и связывать явления и в коммуникативности. Благодаря таким своим достижениям, как язык общения людей, культура и научная система накопления знаний, разум завоевывает все большую власть над поведением человека (2.1.2), оттесняя другие факторы сознания.
Растущая мощь разума, воплощаемая в технико-технологическом могуществе человека, приводит к огромной цене поведенческих ошибок. В сознании индивида этой мощи объективно противостоит только страх индивида, который, очевидно, не стал сильнее, чем был во времена каменных топоров. Если разум не заботится о воспроизводстве общности, он может выступить инициатором такого поведения человека, которое так или иначе нарушит воспроизводство.
Далее мы рассмотрим, как разум руководит человеком, и к чему это приводит в человеческой общности.
Рациональное - то, о чем можно спорить.
Иррациональное - то, о чем можно спорить бесконечно.
Поведение - материальное взаимодействие индивида с миром. Каждый из нас осуществляет поведение и сталкивается в своей личной судьбе с поведением других людей. Поведение происходит при участии сознания.
Разум накапливает представления об окружающем мире и поведенческий опыт. Он отбирает из всей жизнедеятельности такие моменты поведения, для которых необходим контроль сознания, чтобы обеспечить их соответствие представлениям о должном поведении. В итоге всякое важное поведение, допускающее разные варианты действий, оказывается под контролем разума. Вне этого контроля остаются лишь неподвластные воле биологические процессы, бессознательные состояния, например, сон, инстинктивные действия в неожиданных обстоятельствах, действия в состоянии аффекта и т.п..
Мы собираемся перейти от разнообразных житейских представлений о поведении к такой упрощенной схеме, которая объяснила бы и само сознательное индивидуальное поведение, и то, как складывается социальное воспроизводство человеческой общности. Для этого нам необходимо уточнить понятия рациональное и иррациональное.
Рациональное означает в общем случае разумное, определяемое разумом, контролируемое им. Но нам недостаточно такой трактовки этого термина. Во-первых, мы четко определим сам разум, как способность сознания формировать упорядоченные представления. Во-вторых, условимся, что понятия рациональное и иррациональное применимы только к явлениям человеческого сознания, в частности, к представлениям (2.2.1). Наконец, в третьих, договоримся, что рациональные представления - это только те, которые полностью контролируются разумом. Соответственно, те, которые контролируются не полностью, будем считать иррациональными.
Как понимать "полностью контролируются"? Это означает, что рациональное представление исчерпывается фиксированной вне сознания формой, которая может воспроизводиться без искажений и без искажений восприниматься сознанием другого субъекта. Такое представление не может измениться незаметно для разума. Оно однозначно для любого индивида, способного его воспринять.
Иррациональное представление, напротив, не исчерпывается никакой формой вне сознания. Иррационально воспринимаются, например, произведения искусства. В каждой душе они разворачиваются в собственные образы, поэтому отношение к ним бывает столь различно. Так же мы воспринимаем явления реальной жизни.
Разум, который оперирует представлениями в образном пространстве сознания, всегда схематизирует, упрощает иррациональное, но не всякое упрощение достигает рациональности (2.2.2).
Рациональность можно понимать как однозначность интерпретации представлений, которая вырабатывается и совместно поддерживается людьми в процессе приспосабливания к окружающим обстоятельствам и координации поведения внутри общности. Рациональность обеспечивается особой методологией формирования представлений - логикой. Воплощением рациональности является система научного знания.
Иррациональность выражает неподъемность для рационального рассмотрения всего внутреннего мира человека, несводимость его к рациональным схемам. Объективный мир вроде бы тоже не сводится к рациональным схемам, но рациональные схемы оказываются исключительно плодотворны для человеческой общности и ее членов в контексте адаптации и коммуникации (2.2.3).
Теперь воспользуемся уточненными понятиями и сделаем два важных замечания. Прежде всего заметим, что разум, как мы его определили, входит в обязательный джентльменский набор дееспособного индивида. В этот набор входит некий минимально необходимый арсенал рациональности, позволяющий людям понимать друг друга и предвидеть последствия того или иного поведения.
Второе замечание - что нет никаких оснований считать разум самоцелью жизнедеятельности. Нет никаких доводов, опирающихся на человеческую практику, которыми можно обосновать благотворность неограниченной экспансии разума во внутренний мир человека. Напротив, ощущаемая каждым эмоциональная, страстная сторона человека неустранима из жизни людей.
Попытки вытеснения страстности рационализмом нередко заканчиваются или поражением разума, или его пирровой победой, разрушающей внутренний мир индивида. Человек не заинтересован в полном торжестве разума над своим внутренним миром, что и проявляется в поведении людей. Воля, понимаемая нами как единоначальник поведения в человеческом сознании, контролируется разумом не полностью, то есть, иррациональна.
Разум служит в какой-то мере оковами для живой иррациональности. Иррациональность является в какой-то мере разрушительной стихией для рациональных построений. Но и то, и другое - лишь в какой-то мере. Неповторимость человеческой личности мы понимаем как вечную состязательную игру разума с иррациональностью, объективно ограниченную процессом воспроизводства общности.
Иррациональность воли находит свое выражение в понятиях субъективного предпочтения: хорошее-плохое, желательное-нежелательное. На вопрос: как лучше пройти к булочной, однозначного ответа может не быть.
Чтобы отыскать лучший, надо выбрать критерий. И если в случае отправки ребенка за хлебом критерий обусловлен объективными обстоятельствами, то для себя взрослый иногда волен выбирать: то ли быстро обернуться и заняться любимым делом, то ли получить удовольствие от прогулки с пользой для здоровья.
Что предпочесть - это решают наряду с различными доводами разума также настроение, привычка, эмоциональные доводы другого человека. Зато, когда критерий поведения выбран волевым актом, то маршрут определяется в идеале посредством рациональной процедуры, например, сортировки вариантов по убыванию предпочтительности и выбора первого. Правильность выбора зависит от правильности сортировки, а та - от полноты знаний.
Пригодность представлений для обоснования поведения мы называем истинностью. Истинность, как и воля, субъективна. Истинность, которая подтверждается практикой для любого субъекта, признается объективной.
Истинными могут быть как рациональные, так и иррациональные представления. Для первых логика позволяет проверить связность, выявить противоречия между представлениями и пробелы в знаниях. Благодаря этому человек в познании мира может перейти от метода проб и ошибок к более эффективному целенаправленному исследованию. Для вторых логика является лишь игрой разума, ни к чему не обязывающей в плане поведения (2.2.4).
Объективная истина основана на закономерностях мира, которые не зависят от воли субъекта (2.2.5). Это тот предел, к которому стремится человеческое знание в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Теперь нам осталось связать иррациональность воли человека с пониманием дееспособности. Важность рационального - в связи с реальностью, важность иррационального - в связи с живым началом человека. В упомянутой игре воли и разума есть правила, выработанные и поддерживаемые современными общностями:
Этим правилам взаимодействия равноправных дееспособных субъектов соответствует модель самоуправляемого поведения.
В процессе жизнедеятельности человек удовлетворяет потребности, утоляет желания, реагирует на внешние обстоятельства. (Здесь и далее под человеком и субъектом мы подразумеваем человека-индивида.) Каждый акт сознательного поведения осуществляется человеком во имя каких-либо желательных последствий, результатов. Они осознаются как актуальная цель, на достижение которой направляется поведение (2.3.1). Универсальным алгоритмом такого целенаправленного поведения является самоуправление.
Самоуправление понимается как процесс, протяженный во времени, сопряженный с памятью, устремленный в будущее. Планируя поведение, человек учитывает внешние обстоятельства и свои возможности. На самом деле он руководствуется имеющимися представлениями о том и другом, которые не всегда бывают адекватны реальности.
Совершая действия, индивид вскоре оказывается перед лицом последствий - изменившихся обстоятельств. Если изменение позитивно относительно актуальной цели, то индивид укрепляется в своем выборе и действует далее в том же духе, а если негативно, то, наоборот, сомневается, вплоть до пересмотра поведения. Происходит как бы самонаведение на цель.
Таким образом, самоуправление представляет собой процесс с обратной связью - неудовлетворительные последствия влекут подавление неудачного поведения, а благоприятные последствия стимулируют успешное. То есть, для поведения, полезного относительно выбранной цели, обратная связь положительна, а для ошибочного - отрицательна.
Индивид в итоге достигает желаемых последствий либо убеждается в невозможности их достижения. Одновременно происходит самообучение индивида - корректируются его представления о реальности. В контексте самоуправляемого поведения тезис "Практика - критерий истины" обретает понятную форму.
Самоуправляемое поведение понимается как рациональный процесс, поддающийся алгоритмизации и автоматизации. Полное господство разума в царстве познания. Цели формулируются тоже разумом, причем в той степени рациональности, которая необходима для осуществления целенаправленного поведения. Иррациональное начало человека в модели самоуправляемого поведения ведает лишь выдвижением актуальных целей, то есть, расстановкой приоритетов. Здесь решает воля в состязании "хочу" и "надо", а голос разума совещательный.
За каждым актом осмысленного поведения человека стоит самоуправление, хотя он не всегда осознает это. Именно самоуправляемым поведением объясняется характерное для всех субъектов стремление к предсказуемости внешних обстоятельств.
Самоуправление дает человеку возможность действовать даже в неизвестных для себя обстоятельствах, приближаясь, пусть ценой некоторого риска, к адекватным представлениям и успешному поведению. Эта замечательная модель поведения позволяет если не каждому индивиду, то человеческой общности приспосабливаться к разнообразным и меняющимся условиям.
Способность, аналогичная самоуправляемому поведению человека, характерна и для животных. Однако, человек по возможностям управлять поведением качественно превосходит высших животных, и результаты человеческой деятельности несопоставимы ни с чем в животном мире.
Конечно, в реальной жизни все выглядит сложнее, чем в модели. Разные цели конкурируют между собой, последствия поведения бывают незаметными, отложенными, неожиданными, многообразными. Поэтому для самоуправляемого поведения в разных обстоятельствах индивиду необходимо знание закономерностей окружающего мира, умение сопоставлять, отличать важное от незначительного и так далее. Практически человек нечасто оказывается перед проблемой исследовательского уровня, а во множестве типовых ситуаций выручают общепринятые готовые решения. К тому же общепринятые решения легче реализуются во взаимодействии с окружающими субъектами, чем собственные оригинальные новации.
Самоуправляемое поведение ощущается человеком как естественное и привычное состояние, а его невозможность приводит к растерянности или панике.
У самоуправления есть свои уязвимые пункты. Во-первых, если внешние обстоятельства не обладают устойчивыми закономерностями, то обратные связи не срабатывают. Корректировки поведения в направлении полезности при этом не происходит, самоуправление отказывает.
Во-вторых, могут быть проблемы с целями. Например, какая-либо значимая цель достигнута или устранена, а новая не поставлена, или актуальные цели представляются заведомо недостижимыми, или приоритеты целей хаотизированы и т.п.. При отсутствии актуальной цели обратные связи выключаются, теряет смысл и познание, и само поведение. С этой уязвимостью связан вечный поиск человеком смысла жизни - непреходящей сверхцели, ввиду которой можно было бы рационализировать свое и общностное целеполагание.
В аспекте воспроизводства поведение человека правильнее рассматривать как жизнедеятельность, а не эпизодические самоуправляемые акты. Соответственно, регулярные цели берутся не с потолка, а формируются на основе представлений о потребностях. Представления об устойчивых потребностях человека будем называть интересами.
Природа продиктовала человеку определенные жизненные интересы, поставив его в зависимость от потребностей выживания и воспроизводства. Но человек не был бы человеком, если бы не научился преодолевать природные обстоятельства и переиначивать свои биологические стремления. Люди культивируют такие нескончаемые индивидуальные потребности, как обывательское благополучие, созерцание жизни, познание нового, стремление к власти, гедонизм.
В жизни человека его интересы сталкиваются, конкурируют друг с другом и с интересами других людей. При этом разум не находит однозначного для любой ситуации теоретического ответа, какие интересы важнее, какие имеют приоритет перед другими. Если насчет собственных интересов разум и воля индивида в каждом конкретном случае как-нибудь да поладят, то в отношениях с другими субъектами однозначной договоренности в данном вопросе обосновать невозможно. Будучи все же как-нибудь достигнута, такая договоренность означала бы запрет на проявление собственной воли, навязываемый общностью каждому своему члену.
Мы рассматриваем человека с объективных позиций, и мы не первые, кто пытается это предпринять. Полагая главным объективным свойством человека его биологическую природу, исследователи приравнивают человека к животному. Животные интересы человека, объявленные объективными и в силу этого приоритетными, означают, что в основе воспроизводства человеческой общности объективно лежит закон джунглей в каком-нибудь особом человеческом варианте. Но это неверно.
Самым существенным объективным свойством человека, отличающим его от животных и обусловливающим отличие человеческого сообщества от животных, является способность индивида рационально управлять своим поведением при иррациональном выдвижении целей. Эта способность воспроизводится общностью людей в каждом индивиде. Объективная форма существования человеческой общности - воспроизводство, притом, не только биологическое, но и воспроизводство материальных средств существования, а также представлений, навыков, отношений.
Объективная роль индивида - это роль участника жизнедеятельности какой-либо человеческой общности в качестве ее полноценного самоуправляемого члена. Соответственно, объективным интересом является стремление эту роль исполнять. Человек по своему объективному месту в мире претендует быть полноценным представителем человеческого рода, участвовать во всех аспектах воспроизводства общности. Иными словами, человек рождается, чтобы жить, быть родителем, участником производства средств существования, исследователем, творцом, гражданином.
Объективные интересы - это необходимый минимум потребностей, обеспечивающий единство жизнедеятельности каждого индивида и воспроизводства человеческой общности. Это теоретическое понятие, отделяющее минимально необходимое от излишнего и всеобщее от индивидуально особенного или классово обусловленного.
Объективные интересы индивидов симметричны, то есть, одинаково приложимы к каждому члену воспроизводящейся общности. Индивидуальные объективные интересы ограничены в силу биологической и социальной взаимозаменяемости особей, ограниченности биологических потребностей и способностей человека. В то же время реальная роль группы или отдельного индивида (личности) в информационных воздействиях на жизнедеятельность других людей благодаря тем или иным ситуационным преимуществам (2.4.1) может существенно выходить за рамки симметрично толкуемого объективно необходимого минимума.
Потребности, составляющие объективные интересы, неоднородны. Наряду с регулярными потребностями, такими как дыхание, вода, пища, тепло, двигательный режим, поддерживающий жизнедеятельность, есть еще связаные с жизненным циклом и воспроизводством: развитие до взрослого состояния, продолжение рода, воспитание потомства. Cтруктура и уровень объективных потребностей зависят не только от природных условий, но и от социальных. Они также различаются у разных людей в силу особенностей организма и психики. В то же время люди приспосабливаются к разному уровню удовлетворения потребностей.
Объективные интересы хотя и противостоят субъективным, не отрицают последних. Напротив, мы понимаем человека как полноценно самоуправляемого субъекта, а не биомашину, запрограммированную на воспроизводство или на что-то еще. В таком понимании объективные интересы включают претензии индивида иметь субъективные стремления и цели, но заканчиваются там, где начинаются эти самые субъективные стремления. На языке диалектики объективные и субъективные интересы человека - это два полюса противоречивого единства, которые противостоят друг другу и не существуют один без другого. Таким образом, интересы индивида не сводятся к объективно необходимому минимуму потребностей.
Можно говорить о поведенческом пространстве объективных интересов, связывающих самоуправление индивида с воспроизводством общности. Реальные интересы людей не всегда попадают в это пространство и не обязательно его исчерпывают. Существенный массовый разрыв реальных и объективных интересов означал бы нарушение процессов воспроизводства и адаптации общности. Поэтому объективные интересы в современных сложно организованных человеческих общностях должны быть предметом научного изучения (2.4.2).
Объективные интересы - это минимальный человеческий набор. Ущемление объективных интересов антагонистично. Борьба против такого ущемления есть для человеческого существа борьба за жизнь, необходимая оборона. Интересы сверх этого набора - субъективны. Конфликты субъективных интересов, если объективные не затронуты, могут и должны разрешаться компромиссом, нахождением баланса, подчинением большинству.
Заметим, что при условии достаточности ресурсов и технологической вооруженности воспроизводство общности не требует от людей взаимного уничтожения или подавления, то есть, при этом условии объективные интересы субъектов совместимы. Напротив, целеполагание разных индивидов в сфере субъективных интересов потенциально конфликтно (2.4.3).
Отстаивание своей субъектности, неподчинение диктату другого индивида или группы является в нашем понимании одним из главных объективных интересов человека, а стремление к власти - лишь субъективным.
Участие в общественном производстве в той или иной форме - объективный интерес, а свобода предпринимательства - субъективный.
Индивид и общность объективно заинтересованы в накоплении коллективного могущества, чтобы противостоять неблагоприятным обстоятельствам и попыткам принуждения со стороны других общностей. Коллективное могущество объективно нуждается в слаженном управлении.
Обратная связь - это, строго говоря, определенный принцип, реализуемый в технических устройствах длительного, например, циклического функционирования. Результат действия устройства каким-либо техническим способом связывают с его органами управления, чтобы происходило автоматическое "обратное" влияние на его работу в желательном направлении. По такому принципу устроены различные автоматические регуляторы, электронные генераторы и усилители (2.5.1).
Принцип обратной связи оказался удобен для понимания процессов взаимодействия в живой природе и в человеческих общностях. Классическим научным примером природной системы с обратной связью может служить Кейбабское плато Джэя Форрестера (2.5.2).
Так что обратная связь - не только искусственно созданный механизм. Это общий подход к пониманию динамических, то есть, изменяющихся с течением времени систем. Можно сказать, что любая изменчивая система, способная поддерживать свое состояние в определенных пределах, немыслима без обратной связи. Системам, из которых складывается человеческое общество, также присущ этот принцип.
Взаимодействие человека с окружающим миром имеет характер обратной связи. Человек осуществляет поведение, исходя из своих целей и внешних обстоятельств. Результат поведения в свою очередь становится тоже внешним обстоятельством, которое учитывается при выработке дальнейших действий. Эта причинно-следственная зависимость лежит в основе самоуправляемого поведения индивида. Заметим, что она имеет информационный характер, субъект руководствуется не тем, что на самом деле вокруг него, а своими представлениями об этом, тем, что он знает, помнит, предполагает.
Информационно-поведенческую обратную связь можно схематично представить следующим образом:
Все звенья информационно-поведенческой обратной связи (ИПОС) - множественные. Не всегда легко выделить в этой множественности элементы, относящиеся к конкретному акту самоуправляемого поведения. Но смысл модели самоуправления заключается в наличии или возможности информационно-поведенческой обратной связи; без нее самоуправление неосуществимо.
ИПОС действует на поведение индивида только при фиксированной цели. Смена цели означает уход от прежней обратной связи, ее преодоление. Наличие в контуре обратной связи самообучаемого звена с иррациональным переключением целей делает эту связь нежесткой, преодолимой. ИПОС может быть как отрицательной, так и положительной. Характер (знак) обратной связи может меняться по ходу поведения в соответствии с изменением представлений и приоритетов.
Человека с миром связывает не только информационная обратная связь, но в первую очередь материальная зависимость. Для выживания человеку необходим некоторый объем материальных благ, включающий пищу, одежду, тепло, жилище, пространство обитания и деятельности, ниже которого индивид не может развиться до полноценного члена человеческой общности.
Человеческий род существует в условиях двух материальных обратных связей:
Эти зависимости имеют место для обособленных общностей и человечества в целом (2.5.3). Блага, созданные производительным трудом, пополняют ресурсы жизнедеятельности людей, а потребляемые блага уменьшают доступные ресурсы. То есть, зависимость человека от природы имеет характер отрицательной обратной связи.
В материальном мире могут иметь место и положительные обратные связи: расширенное воспроизводство биологических организмов, лавинообразные процессы, резонанс, цепные реакции, взрыв. Соответствующие явления либо имеют кратковременный характер и прекращаются в связи с исчерпанием факторов, либо уравновешиваются противоположно направленными отрицательными обратными связями.
Воспроизводство человеческой популяции в узком биологическом смысле представляет собой третью материальную обратную связь, притом положительную.
Материальная обратная связь жизнедеятельности человека с окружающей средой объективно действует и для индивида, и для воспроизводства общности. Вместе с тем, материальная обратная связь лишь в крайних ситуациях оказывает на поведение человека непосредственное влияние (увечье, болезнь, гибель). В повседневности изменение материальных условий служит просто одним из обстоятельств самоуправляемого поведения индивида. При наличии разных вариантов поведения материальная обратная связь опосредована ИПОС.
Никакие представления не заменяют пищи и тепла, ущерб здоровью причиняют реальные опасности, а не придуманные. Так что связь представлений самоуправляемого индивида с реальностью должна быть надежно обеспечена 2.5.4.
Адекватность представлений условиям реальной жизни, определяющая возможности самоуправляемого поведения индивида, зависит не только от памяти, разума, внимательности, навыков мышления индивида, но и в огромной степени от стремления людей поддерживать общие представления в процессе информационного взаимодействия между собой. Особенно это относится к представлениям прогностического характера о возможных вариантах поведения и их последствиях.
На основе накопления знаний материальные обратные связи постепенно преодолеваются ("расшиваются") совокупно для общности: развитием техники и технологии, повышением производительности общественного труда, более рациональным использованием природных ресурсов, снижением негативного влияния хозяйственной деятельности на среду обитания человека.
Другой путь "расшивки" обратных связей направлен на приближение к себе благоприятных последствий поведения и отодвигание неблагоприятных. Это происходит, например, при кочевом образе жизни, при перераспределении материальных благ и сегрегации жизненных условий посредством отношений классового господства.
В условиях сложно организованного общественного производства и разделения труда произведенные материальные блага тем или иным способом распределяются для индивидуального потребления, в частности, взрослые кормят детей и стариков. Для индивида материальные обратные связи еще удается как-то проследить в реалиях натурального личного хозяйства и отношениях натурального обмена. В индустриальном производстве и непроизводственной сфере на уровне индивида эти зависимости не прослеживаются, они действуют только как совокупные для общности. Таким образом, возникает разрыв между материальными обратными связями и их индивидуальным восприятием.
Поскольку поведение людей осуществляется под действием информационной обратной связи, в сознании индивида должны существовать какие-то представления о механизме распределения, связывающие индивидуальное поведение члена общности с возможностью получения материальных благ.
Взаимодействие людей по поводу распределения жизненных благ - конфликтная сфера. Исторически сложившаяся система классового господства на капиталистической стадии вырабатывает сложный и противоречивый пакет общественных правил, призванных создать у индивида такую картину реальности, которая скрывает и оправдывает финансово-олигархическое управление распределением.
Покуда производство ниже уровня объективных интересов, существует объективная основа для антагонистических отношений. Когда возрастающее научно-техническое могущество обеспечивает возможность удовлетворения совокупных объективных интересов общности, то противоречия становятся субъективными.
В данной работе я стараюсь показать, что нет никаких теоретических оснований считать распределение материальных благ явлением, неподвластным человеческой воле (2.5.5).
Для успешного самоуправляемого поведения, нацеленного на достижение желаемого результата, необходима определенная предсказуемость обстоятельств. Она достигается благодаря знанию, получаемому индивидом от общности, а также в процессе самообучения. Объективные обстоятельства пассивны по отношению к индивиду, они не идут ему навстречу, но и не путают карты в его игре. Неопределенность обстоятельств в связи с недостаточным знанием ситуации так или иначе преодолевается по ходу процесса самоуправляемого поведения.
Исключением среди обстоятельств жизнедеятельности является другой индивид. Обычно люди взаимодействуют в поле общественных правил, когда цели согласованы. Самоуправляемое поведение в этом случае предсказуемо. Если социальные ограничители поведения по какой-либо причине не действуют, и цели взаимодействия неясны субъектам, то алгоритм самоуправления приводит к неустойчивости и опасности превентивного насилия, не входившего в собственные интересы сторон. Например, встреча незнакомых подростков на территории "третьей стороны". Или гораздо более опасные случаи соперничества лидеров общностей.
Взаимодействие самоуправлений, не регламентированное правилами и согласованными целями, может быть опасно не в силу звериной жестокости участников, не вследствие роковой будто бы природы власти, а из-за неустойчивости возникающей поведенческой системы с положительной обратной связью. Это очень важный мировоззренческий вывод. Оказывается, насилие между людьми может возникать как результат безупречного разумного поведения. Притом не из-за бесчеловечных общественных правил, а при отсутствии или бездействии оных, в условиях неопределенности.
Отметим, что в случае противоречия интересов субъекты могут осуществлять также и намеренно непредсказуемое поведение, скрывая намерения, имитируя ложные цели, чтобы сделать самоуправляемое поведение оппонента неэффективным.
В повседневной практике люди в основном следуют общим правилам и стереотипам, что делает их достаточно предсказуемыми для взаимодействий. Иногда это объясняется косностью людей, леностью мышления, "стадным чувством" и прочими слабостями человека. Мы же усматриваем тут более объективную причину: в общности культивируется предсказуемость взаимодействий, необходимая для жизнедеятельности самоуправляемых индивидов. Та же причина заставляет людей придерживаться общих языковых норм и толкований слов.
Трудно вообразить жизнь людей вне поля общественных правил. Некоторые исследователи полагают, будто общественные правила искажают подлинное существо человека, которое-де состоит в стремлении доминировать над сородичами. Человеку приписывают звериные повадки, приводят не очень приглядные примеры самоорганизации групп без априори действующих правил. Мы считаем, что существо человека состоит в его субъектности. Для самоуправляемого индивида, взаимодействующего с другими, отсутствие правил интуитивно хуже, чем плохие правила.
Итак, самоуправляемое поведение индивида само по себе обладает исключительностью в плане прогнозирования, поэтому взаимодействующие люди всегда вырабатывают общие правила и культивируют ритуалы демонстрации взаимопонимания. Типовым решением для взаимодействия в условиях неопределенности служит обычно не самоуправляемое одностороннее поведение, а согласование целей и правил с другой стороной (попытка договориться).
В общностях людей прогностическая исключительность самоуправляемого индивида делает необходимым существование общественных правил. В первобытных общностях верования в духов полезны не только доминирующим индивидам, но и всему племени, поскольку облегчают взаимодействие и предотвращают превентивное насилие.
Человек разумный - не машина для рационального поведения. Доводы разума не будут услышаны волей, если им противостоит иррациональный образ, связанный с мощными природными пружинами человека. Так, трудно бывает преодолеть страх, отказать себе в удовольствии, трезво оценить человека, в которого влюблен.
Разум, чтобы быть убедительным для воли, осваивает иррациональный арсенал. Отказаться от вредного удовольствия легче, если живо представить себе неприятные последствия. Преодолению страха помогает мобилизация гнева. Созидательную энергию рождает яркая мечта.
Эта тяжелая артиллерия разума может пробить любые общественные правила, соблюдение которых необходимо для существования общности. Поколения людей вырабатывают в своей культуре общую образную твердыню, духовную крепость, устанавливающую в сознании определенный иррационально защищенный порядок, который противостоит атакам индивидуального разума на общественные правила. Такую крепость наследует каждый индивид, воспитанный в культуре общности. Индивидуальное сознание может ее не принять, перестроить по-своему. Ценности приобретают силу, только если вросли в сознание, а не довлеют над ним как навязанные представления. Не всегда система ценностей выдерживает образную аргументацию разума, но вряд ли в сознании может быть что-то более прочное.
Индивидуальное сознание и само нуждается в защите своей стабильности, поскольку самоуправляемое поведение уязвимо к потере цели. Целеполаганию необходима эмоциональная поддержка, которая не зависела бы от меняющихся обстоятельств. Такую поддержку и обеспечивают ценности - устойчивые образные представления, мотивирующие поведение и наделяемые в сознании непререкаемым авторитетом. Авторитетность общностных ценностей основывается на том, что помимо иррациональной защиты фундаментальных общественных правил они способны обеспечивать и защиту индивидуального сознания.
Ценностные представления индивида определяют приоритетность его субъективных целей. По соответствию актуальных целей ценностным установкам человека можно судить о вынужденности или добровольности поведения.
Объективное значение ценностей заключается в сочетании их иррациональной духовной силы и почти рациональной стабильности. Сознание индивида, адаптирующееся к конкретным обстоятельствам жизни, незаметно для разума сдвигает свои прежние эталонные представления, которые служили началом координат при эмоциональной оценке поведения людей и формировании шкалы иррациональных предпочтений. Неизменные ценности позволяют в какой-то мере контролировать этот "дрейф нуля", обеспечивая важнейшую для людей возможность эмоционального взаимопонимания, доверия, предсказуемости. Общий страх, общее горе, общая радость, которые сплачивают человеческую общность и делают возможным коллективное целеполагание, переживаются людьми только при наличии согласованных иррациональных координат.
Прагматики, следующие общепринятым ценностям только из удобства взаимодействия с другими субъектами, вынуждены культивировать свои собственные ценности, будто бы более "рациональные". Они не понимают, что назначение ценностей - не объяснять мир, а поддерживать человеческую иррациональность в гармонии с ним.
Твердыня ценностей не имеет рационального эквивалента. Невинное желание навести в ценностях рациональный порядок, проанализировать, устранить противоречия, восполнить пробелы, то есть, подойти к этой образной конструкции с меркой научного знания, означает нарушение главного свойства ценности - целостной красоты, непогрешимости. Восстановить ценности может лишь та же тяжелая артиллерия, которая иногда их разрушает.
Все процессы человеческого сознания и, в частности, самоуправление мы считаем функцией приспосабливания, адаптации человека (индивида и общности) к условиям жизни. В процессе самоуправляемого поведения индивид помимо достижения целей приобретает знания и навыки. В общности нарабатываются общие знания, типовые поведенческие решения, общее образное пространство, общие договоренности о взаимодействии.
Эта картина рациональной целесообразности, сходящейся ко всеобщему благополучию, не исчерпывает существа человека. Иррациональность живого существа, отличающая человека от вычислительной машины и роднящая его с животными, имеет биологическую природу, а не возникает в результате обучения.
Одинаковые обстоятельства вызывают разный по силе эмоциональный отклик у разных индивидов. Одну причину этого мы уже знаем - адаптивность восприятия: все познается человеком в сравнении с привычными, нормальными представлениями, к которым он адаптировался. Но значит ли это, что люди, живущие в сходных обстоятельствах, имеющие одинаковые представления о привычном и согласованные о нормальном, будут примерно одинаково реагировать на происходящее?
Если говорить о реакции разума, то ответ будет утвердительным. Другое дело - глубина и направленность эмоций. Переживания человека зависят не только от самой остроты (непривычности) обстоятельств, но также от психофизиологии данного индивида.
Люди от рождения обладают разным темпераментом, жизненным тонусом, амплитудой эмоциональных переживаний. Внешней стороной этих свойств человека являются индивидуальные особенности поведения. Однако, есть и внутренняя сторона - характер и глубина восприятия реальности, соотношение сил эмоций и разума. У каждого есть свой эмоциональный уровень, нормальный для внутреннего мира, и своя оптимальная эмоциональная амплитуда. Сознание подстраивается под нормальные внешние условия так, чтобы его внутренняя норма соответствовала внешней обычной повседневности. Аналогично адаптируется и амплитуда эмоций - в спокойной размеренной жизни человек остро реагирует на пустяки, в экстремальных обстоятельствах - их не замечает.
Разум, требующий от импульсивного человека адекватного поведения, ставит его в сложное положение именно в благополучной жизни, где не находится реальных поводов для той остроты чувств, которая обусловлена биологией данного индивида.
Это значит, что в разумно устроенном благополучном мире не всем будет одинаково уютно. Что тяга к рискованным видам деятельности, азарт, охотничьи наклонности и т.п., не будучи удовлетворены в общности из-за чересчур прямолинейно понимаемого добра, пацифизма и порядка, выльются так или иначе в конфликтность между людьми или человека с самим собой. Это значит, что резонные вроде бы аргументы против рискованных видов деятельности в силу исключительной ценности каждой человеческой жизни, вегетарианская идеология, доводы защитников природы против рационально организованного охотничьего хозяйства и прочий обывательский экстремизм не следует считать абсолютной истиной применительно к человеческой сути.
В информационно-поведенческой модели мы не считаем иррациональность недостатком. Она представляет во внутреннем мире человека его живое начало. Во взаимодействии с окружающим она не спорит с разумом (это не ее дело), а исполняет свою функцию - устанавливает приоритеты. Иррациональность в таком понимании совершенно адекватна реальности. Природа и животных создала так, чтобы они пробовали жизнь на зуб, а не прятались от нее в нору. Такая же судьба уготована людям. Наблюдая жизнь людей, задним числом мы можем сформулировать "объективную цель" самоуправления человека: найти свое место в процессе воспроизводства общности сообразно своему внутреннему миру, и оставить мир людей после себя не хуже, чем он был до.
След.глава: Управление, добровольность, демократия