Оглавление сайта
Публицистика
Оглавление
Василий Грозин
Беседы с воображаемым честным журналистом
Информация общественного пользования
Предыдущая Оглавление Следующая
Честный журналист: Здравствуйте, Василий.
Грозин: Здравствуйте, товарищ Честный.
Честный: В прошлой беседе вы подразделили сознание человека на разум и внерациональную сферу и заявили, что разум главенствует. Так?
Грозин: Так.
Честный: А я пытался обратить ваше внимание на то, что люди очень разные, и что не у каждого человека разум перевешивает внерациональные проявления.
Грозин: Не нужно смешивать различные случаи: слабоумие, отставание в умственном развитии, повышенную возбудимость, эгоцентрические ценностные представления, наконец, просто избалованность. Либо особые ситуации, при которых обычно уравновешенный человек может вспылить, «потерять голову», впасть в состояние аффекта.
Всё это - разные случаи, и подход в каждом случае должен быть соответствующим. Так, зная наперёд об обстоятельствах, чреватых поведенческими эксцессами, люди стараются их не допускать, гасить в зародыше или на худой конец спасаются бегством.
Так что способов руководить человеком у нормального разума немало. Кстати, мы в прошлый раз отмечали, что разум способен познавать не только окружающую реальность, но и себя.
Честный: Да, был об этом разговор.
Грозин: На определённой ступени развития люди, подобно изготовлению и совершенствованию орудий труда, начинают изготавливать и совершенствовать мысленные орудия мысленного труда.
От первобытных образов реальности человек переходит к таким мысленным моделям, которые вбирают в себя коллективный опыт, которые удобны для познания сложных явлений и для передачи знаний подрастающему поколению.
Разум современного человека старается довести свои навыки до определённости алгоритма.
Честный: Зачем это обычному человеку? Под современными людьми вы подразумеваете, наверное, учёных? Математиков, психологов?
Грозин: Нет, это характерно для людей разного рода занятий. И в обыденном общении, и в искусстве истолковываются методы мыслительной деятельности и выработки поведения. В целях взаимопонимания, для более глубокого усвоения навыков и, что особенно важно, для их совершенствования.
Честный: Получается некое коллективное программирование мышления и поведения?
Грозин: Верно. Эта функция - общественное программирование - осуществляется стихийно через канву общих представлений, о которой мы с вами говорили (см. 2). А можно отнестись к этому сознательно, заниматься алгоритмами целенаправленно.
Честный: Не впадаем ли мы при этом в болезненное самокопание и взаимокопание?
Грозин: Это зависит от нас, от наших целей, от чувства меры, от знаний и опыта. Не следует смешивать простое и сложное, сиюминутное и принципиальное.
Не нами сказано: не путай божий дар с яичницей.
Честный: А как быть с людьми, которые не могут совладать со своими чувствами, страстями, привычками, слабостями? Все они психически ненормальны? Или по-вашему таких людей просто нет?
Грозин: Напрасно вы так обо мне, товарищ Честный. Конечно, бывают люди неуравновешенные, вспыльчивые, нетерпеливые, азартные и прочая и прочая. Известны миру дурные привычки, дурные характеры, легкомыслие, безрассудство, аморализм, разнузданность.
К тому же мы не собираемся опровергать общеизвестной мудрости: человеку свойственно ошибаться.
Но в каждом случае, когда в сознании человека умаляется роль разума, следует разбираться, каким образом это происходит. Если человек получил нормальное воспитание, если у него нет провалов в памяти, если он помнит, какие действия совершил, если осознаёт объективные последствия поведения, то весьма вероятно, что его разум сам играет в поддавки с иррациональной психикой.
Честный: Разум «главенствует» и при этом «играет в поддавки»?
Грозин: Вот именно. Информационная мощь разума, многообразие его алгоритмов, его гибкость, изворотливость, - всё это направляется на оправдание и на укрепление иррациональных побуждений. Автоматические реакции, оправдываемые разумом, срастаются с осознанными формами поведения и в таком виде перестают быть слепыми инстинктами и рефлексами.
Например, человек рассуждает так: «Почему я должен сдерживать свои негативные реакции, когда меня что-то раздражает? Не выплёскивая их наружу, переживая в себе, я подвергаю себя стрессу, разрушаю свою нервную и сердечно-сосудистую систему».
Честный: Ага, нервные клетки, как известно, не восстанавливаются.
Грозин: Нетрудно сообразить, какая психологическая атмосфера установится между людьми, если они станут старательно выплёскивать друг на друга своё раздражение по разным поводам.
Насчёт жизнестойкости нервных клеток - я не специалист, однако по общеизвестным представлениям системы человека способны выдерживать весьма разнообразные нагрузки. Более того, регулярная тренировка нагрузками, как правило, идёт на пользу здоровью человека.
Честный: Значит, будем выплёскивать раздражение на близких - для тренировки их систем...
Грозин: Слово «тренировка» подразумевает только дозированную нагрузку, заведомо не выходящую за рамки дружественных целей. Шутливое, добродушное, остроумное «раздражение» действительно тренирует психику. Поскольку психологическая атмосфера остаётся благоприятной, не отравляется недоверием и враждебностью.
Но всё это, заметим, продукция разума, результат сознательного упорядочения поведения.
Честный: По-моему в поведении человека основную роль играют привычки, а не сознательное упорядочение.
Грозин: Привычки - это полуавтоматическое поведение. Внимание отслеживает его, но «вполглаза», не слишком тщательно, полагаясь на машинальность, натренированность действий.
Вы правы, в поведении человека полумашинальные действия количественно преобладают над остальными. Но мы и не говорим, что руководство разума заключается лишь в непосредственном управлении каждым шагом и шажком человека. Нет.
Разум ведёт всё поведенческое хозяйство человека. В том числе формирует и привычки, и даже неосознаваемые действия - рефлексы.
Честный: В прошлой беседе вы уже упоминали о влиянии разума на рефлексы.
Грозин: Итак, главенство разума в сознании нормального человека надо понимать так, что именно разум создаёт и поддерживает тот «порядок в голове», который является фактором поведения в каждый момент времени.
Честный: Но, Василий, разум тоже у разных людей разный...
Грозин: Разум - это как раз такая способность, которая приводит представления людей к единообразию. В том числе и свой собственный арсенал знаний и навыков мышления. Познавая общую для всех объективную реальность.
А различия между людьми несомненно существуют. Только различия эти учитываются отдельно от знаний и навыков. В частности, как повышенная или пониженная способность данного человека к данному виду деятельности. Как бОльшая или меньшая адаптивность к данным условиям жизнедеятельности.
Что касается общественно значимой деятельности, требования к ней усредняются, и это избавляет психику современного человека от непомерной нагрузки - приспосабливания к индивидуальным особенностям множества людей, с которыми он взаимодействует.
Честный: Вы хотите сказать, что разум усредняет людей?
Грозин: Разум не имеет целью уложить каждого человека в прокрустово ложе.
Объективное назначение разума - адаптация вида «Человек разумный» к окружающему миру.
Честный: Неожиданное заявление! Откуда вы это взяли, Василий?
Грозин: Это общеизвестное знание. Просто о нём позабывают иногда в суете. Вот, скажем, на многих территориях России условия жизни вынуждают загодя готовиться к зиме. И люди делают это вполне осознанно, а не инстинктивно.
Забота о будущих поколениях, стремление к познанию и предвидению, ответственное отношение к применению потенциально опасных технологий - всё это у людей принимает форму разумной деятельности. И если они при современном научно-техническом могуществе допустят грубые оплошности, не говоря о злодействах, то человечество может оказаться перед лицом трудно разрешимых проблем.
Честный: Василий, вы же знаете, что в природе выживание вида достигается во многих случаях весьма жестокими средствами. Например, при бескормице значительная часть популяции животных погибает, причём вероятность выжить больше у наиболее приспособленных. Они и продолжают воспроизводство биологического вида.
Если подобный механизм мы объявляем объективной задачей человеческого разума, то не придём ли мы к социал-дарвинизму? Не к такой ли вы конкуренции ведёте, в которой выживает сильнейший?
Грозин: Конечно нет. Мы же с вами не ставим себя над другими людьми, но вместе с другими готовы решать возникающие проблемы. На основе познания и дружественности.
Честный: Помню. Ценностное равенство людей. (См. 15)
Грозин: Всё зависит от того, как выстроены отношения между людьми в обществе. От того, как, в какой ценностной образности люди воспринимают друг друга.
Вообще, разум, осознав себя фактором, определяющим поведение, образует качественно новую причинную связь, которой до этого не было ни в живой природе, ни в неживой.
Честный: Интересно. Поясните, пожалуйста.
Грозин: Причиной поведения человека (индивида) в общем случае является мысленная модель, порождающая в его сознании план действий.
Честный: Ну и что здесь особенного?
Грозин: А то, что причиной материального процесса (поведения) становится особое - информационное явление (мысленная модель). Причинно-следственные связи дополняются такими не свойственными природе явлениями, как познание, самообучение, взаимообучение, планирование.
Честный: И что дают нам эти философские рассуждения?
Грозин: Мы теперь можем объяснить одно очень важное для понимания человека понятие - воля.
Честный: Какие трудности? Берём энциклопедию и читаем:
Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления...
Грозин: Верно. А мы можем добавить к этому, что воля - это натренированный навык разума применять определённую мысленную модель, определённый алгоритм мышления и управления психикой.
Честный: Знаете, Василий, нынешняя беседа мне нравится. По-моему, мы затронули интересные и серьёзные вопросы. Некоторые высказанные мысли заслуживают, наверное, додумывания. Давайте закончим этот разговор и - до следующих встреч.
Грозин: Пожалуй, на сегодня хватит. До свидания, товарищ Честный. До новых встреч, друзья. С днём Советской Армии и Флота!
22.02.2013.
Предыдущая Оглавление Следующая