Об антикоммунистическом мракобесии
Судить историю берутся разные люди в разных исторических обстоятельствах и с разными целями. Наиболее типичной целью является ниспровержение осуждаемых общественных идеалов в массовом сознании, утверждение новых ценностных представлений. Вместе с тем новые ценностные представления, как только явились на свет божий, и сами за себя говорят, поэтому топтать и демонизировать предшествующие культурные традиции особой необходимости вроде бы и нет.
Есть два известных в истории обстоятельства, которые делают демонизацию идеологического оппонента необходимой. Первое - когда новым ценностям противостоят ценности отстраненных от власти господствующих классов, влияние которых и в экономических отношениях, и в традициях, и в культуре остается большим, а опыт новых общественных отношений только нарабатывается. Такова была эпоха становления социалистических отношений в СССР.
Второе обстоятельство - когда сами новые ценности оказываются для большинства народа более низменными, чем предшествующая культура. Господствующим силам требуется в этом случае оправдать ценностную деградацию общества, а для этого помимо бутафорского украшательства продвигаемых сомнительных идеалов используют демонизацию отринутой общественной культуры, бессовестно очерняя даже лучшие ее стороны. Это характерно для нынешних десятилетий антикоммунистического реванша на пространстве расчлененного Советского Союза.
Логика очернения официальной советской идеологии - коммунизма - была отработана специалистами по информационным войнам в ходе идейного противоборства СССР с государствами мирового империалистического лагеря. Лейтмотивом демонизации коммунизма является внушение массам тезиса о духовном родстве коммунизма с одним из его антиподов - запятнавшим себя в XX веке гитлеровским фашизмом, нацизмом и аналогичными фашистскими системами в некоторых других европейских странах.
Для демонизации коммунизма используется образный ряд "политические репрессии, концлагеря, колючая проволока,.." и специально разработанная для демонизирующей пропаганды "теория тоталитаризма", которая объявляет сущностью фашистской общественной доктрины тоталитаризм и приписывает эту выдуманную сущность также и коммунизму.
Антикоммунистическая пропаганда при каждом удобном случае ставит фашизм и коммунизм рядом. Удобным случаем для этого оказывается даже празднование Дня Победы 9 мая, той самой победы, которая явилась для народов Советского Союза победой коммунизма над фашизмом. Поползновения осудить от имени тех или иных обществ "преступления фашизма и коммунизма" шаг за шагом осуществляются после разрушения СССР как правящими кругами РФ и некоторых других постсоветских республик, так и европейскими инстанциями по надзору за политическими свободами (СЕ и ОБСЕ), а также Европарламентом.
Одиозность ситуации в том, что из рассмотрения исторической реальности XX века выводится мировой империализм, преступления которого и их официальное идеологическое обоснование далеко превосходят подавление свергнутых классов и эксцессы политической борьбы в СССР и социалистических странах. Колониальную систему, рухнувшую в XX веке под освободительным влиянием идей коммунизма, а также две мировые войны нынешние самозваные судьи легко прощают империалистам и стараются не напоминать об этих злодеяниях молодому поколению. Неоколониализм и современные деяния империализма не только по разрушению СССР, но и во множестве стран нашей планеты, даже и злодеяниями не называют. Используют для обозначения войн, дестабилизации обществ и попрания жизненных интересов народов безобидные термины вроде "переходная экономика", "миротворческая операция" и тому подобное.
Одиозность ситуации еще и в том, что фашизм есть порождение теории и практики мирового империализма, продолжение буржуазно-империалистической политики иными средствами. Это их генетическое и коммерческое родство отлично известно непредвзятым историкам и не требует придумывания специальных теорий и понятий, подобных "тоталитаризму". Так что соседство мирового империализма и фашизма при исследовании антигуманных исторических практик куда более уместно, чем фашизма и коммунизма.
Неслучайно у антикоммунистов не в почете добротное знание фактов истории XX века, как и добротное знание вообще. Они предпочитают держать молодое поколение в беззаботном неведении относительно идеологической природы зла в человеческом обществе. Того самого инициативного зла, которое для нынешнего самооправдания идет на чудовищные информационно-психологические воздействия, невиданные в истории человечества.
Alex55
08/02/2010
Москва
См.также
Демографическая динамика РСФСР - РФ
О внушенном комплексе коммунистической неполноценности
О моральной ответственности за хаотизацию добра и зла
Память
Демографическая ступенька Горбачева-Ельцина и ее связь
с антисоветскими преобразованиями
Антикоммунизм главное идейно-политическое оружие империализма, основным содержанием которого, как указывается в Программе КПСС, является «... клевета на социалистический строй, фальсификация политических целей коммунистических партий, учения марксизма-ленинизма » (1961, с. 51-52). В основе А. - клеветнические утверждения об утопизме коммунистической идеологии, «тоталитарном» характере социалистических государств, об агрессивной сущности мирового коммунизма, о «дегуманизации» общественных отношений, «стандартизации» мышления и духовных ценностей в условиях социализма. Главное место в А. занимает антисоветизм, стремление извратить и принизить достижения СССР в экономике и политике, в области культуры. Пропаганда А., использующая все средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение и др.) и поставленная на уровень государственной политики, преследует цели посеять недоверие к лозунгам и идеалам коммунистов, дискредитировать практику социализма и, ослабив тем самым революционную активность трудящихся и расколов их силы, обеспечить сохранение капиталистических общественных отношений. «Под фальшивыми лозунгами антикоммунизма империалистическая реакция преследует и травит все передовое и революционное, старается расколоть ряды трудящихся, парализовать волю пролетариев к борьбе. Под этим черным знаменем объединились ныне все враги социального прогресса: финансовая олигархия и военщина, фашисты и реакционные клерикалы, колонизаторы и помещики, все идейные и политические пособники империалистической реакции. Антикоммунизм - отражение крайней степени деградации буржуазной идеологии » (там же, с. 52).
А. - не только идеология. Он выступает и как реальная государственная деятельность, направленная на подавление коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения. Там, где происходит фашизация капиталистических стран и ведётся наступление против демократических сил, они начинаются и сопровождаются оголтелым А. Его крайним проявлением служит стремление агрессивных империалистических кругов к войне против стран социализма.
В отличие от воинствующего А., который характеризуется откровенным и вульгарным негативизмом, связью с профашистскими элементами, с силами крайней реакции и войны, некоторые представители буржуазной идеологии призывают к созданию так называемого «позитивного» А. Признавая научные заслуги основоположников марксизма-ленинизма в развитии общественной теории и положительное значение отдельных сторон марксизма и социалистического общества, делая упор на «имманентную» критику научного коммунизма, «позитивный» А. пытается доказать устарелость, непригодность марксизма-ленинизма для решения проблем развитого «индустриального» общества, ориентируется на постепенное внутреннее перерождение, «эрозию» коммунизма. Эти ложные идеи пропагандируют и деятели правой социал-демократии, А. которых является одной из важнейших причин её идейно-политического кризиса и свидетельствует об их капитуляции перед государственно-монополистическим капитализмом.
Видная роль в А. отводится так называемой «советологии», представители которой включают философов, экономистов, социологов, теологов и др. [Ю. Бохеньский (Швейцария), Г. Веттер (Ватикан), А. Майер, И. Фетшер (ФРГ), Л. Шапиро (США) и др.]. Некоторые «советологи» провозглашают требование более углублённого изучения теории и практики коммунизма, с тем чтобы придать критике коммунизма более «правдоподобный», утончённый характер.
А. пронизывает все стороны идеологии и политики современного капитализма. А., антисоветизм - это крайний правый фланг идеологии и политики современной буржуазии; это - проявление реакции, основанное на преднамеренном извращении теории и практики научного коммунизма. Другую политическую направленность имеют взгляды и представления тех идеологов, которые, критикуя те или иные аспекты социалистического образа жизни или не соглашаясь с принципами коммунизма, в то же время стремятся понять эти принципы, не используют клевету, фальсификацию и демагогию. В соответствии с этим коммунисты, беспощадно разоблачая фальсификаторов, убедительно и аргументированно полемизируют с теми, кто готов вести серьёзную дискуссию.
Лит.: Критика идеологии антикоммунизма, М., 1965; Антикоммунизм - орудие империалистической реакции, М., 1967; Мшвениерадзе В. В., Основные особенности современного антикоммунизма, М., 1967; Скворцов Л. В., Идеология и тактика антикоммунизма, М., 1967; Якушевский И., Ленинизм, революция и «советология». Философский очерк, [Л.], 1968 (имеется библ.); Мировая социалистическая система и антикоммунизм, М., 1968; Против идеологии современного антикоммунизма, пер. с нем., М., 1968.
А. Е. Бовин.