Оглавление сайта


Василий Грозин

Различение враждебности и дружественности

И не друг, и не враг, а ... кто?
Все за каждого, каждый за всех
Интересы - осознаваемые потребности
Объективные интересы - воспроизводство и адаптация
Дружественность и равноправие
Приведение интересов к дружественности

И не друг, и не враг, а ... кто?

Различение враждебности и дружественности играет важную роль в жизни общества и отдельного человека. Адекватной реакцией на дружественное поведение является следование соответствующей поведенческой норме, а при тех или иных отклонениях от нормы - поиск взаимопонимания, предложение согласовать взаимные требования, договориться о совместном поведении и так далее.

В случае враждебных действий субъекта мы не рассчитываем на его добрую волю. Более того, считаем оправданным противодействующее насилие, адекватное реальной угрозе (необходимую самооборону). Без принуждения враждебный субъект может не пойти на заключение договоренностей, и не факт, что в дальнейшем станет их соблюдать.

Людям свойственно ссориться и мириться, становиться иногда из друзей врагами или наоборот. Сама степень враждебности, как впрочем и дружественности, может быть различна. Поэтому распознавание враждебности в том или ином взаимодействии - не очень простая задача. Особенно если учесть такие поведенческие установки как: не обманешь - не продашь, не пойман - не вор, не судите да не судимы будете, хорошая дипломатия не увеличивает числа своих врагов и другие.

Тем не менее мы постараемся объяснить себе, каковы общие признаки, по которым поведение относят к дружественному или недружественному. Мы рассмотрим произвольное взаимодействие людей с позиции стороннего наблюдателя, беспристрастного к участникам и способного мысленно поставить себя на место любой из сторон.

Все за каждого, каждый за всех

Дружественными будем называть такие взаимоотношения и взаимодействия людей, при которых соблюдение затрагиваемых актуальных интересов каждой стороны является общей заботой, общим приоритетом всех участников. Каждый - за всех, все - за каждого.

Недружественными назовем взаимоотношения и взаимодействия, в которых актуальные интересы какой-либо стороны осознанно попираются другими участниками.

Взаимоотношения и взаимодействия, которые в смысле данных определений не могут быть отнесены ни к дружественным, ни к недружественным, назовем неопределенными.

Нашему пониманию дружественности отвечают и кантовский нравственный императив, и основные христианские заповеди, и уголовный кодекс. Не отвечает ему капиталистическое право частной собственности.

Причиной недружественности не всегда является противоречие интересов сторон. Возможна простая неосведомленность об интересах другой стороны.

Дружественности способствуют экономическая взаимозависимость, достаточность жизненно важных ресурсов, культурно-историческое или мировоззренческое единство, неотвратимая ответственность за враждебное поведение.

Итак, наш девиз дружественности: каждый - за всех, все - за каждого. Кто против? Кому не по душе такая дружественность?

Давайте не будем копаться в движениях душ отдельных людей, а посмотрим на ту внешнюю сторону жизни, от которой никуда не уйти никакой живой душе.

Интересы - осознаваемые потребности

Интересами будем называть осознаваемые людьми устойчивые потребности, иными словами, представления о потребностях.

Интересы разных людей имеют много общего. Всем нужно есть, пить, дышать, укрываться от холода, поддерживать здоровье. Родившийся человек нуждается в заботе, воспитании, образовании. Сам ребенок осознает эти потребности постепенно, а будущие родители знают о предстоящих интересах потомства заранее. Но не обо всех, разумеется.

Кем быть? Какой избрать жизненный путь? Каким быть? Чему учиться, а от чего отучать себя? Брать ли пример с родителей или отказываться от их понимания интересов?

Эти важные для человека вопросы связаны не только с проблемой познания себя, самообучения, формирования своей индивидуальности, но также и с адаптацией к общественной среде. Общественная среда, которая встречает подрастающего человека, в последние десятилетия XX века стала объектом невиданных в истории целенаправленных воздействий. Общественные условия жизни искусственно перестраиваются быстрее, чем люди успевают их понять и приспособиться к ним.

Понимание жизненно важных интересов, связанных с адаптацией человека к жизни среди людей, оказывается нарушенным и у родителей, и у детей. Поэтому нам придется обратить внимание на объективные константы интересов, общие при любом общественном устройстве, а также сопоставить нынешние тенденции общественных изменений с прежними.

Объективные интересы - воспроизводство и адаптация

Человек подобно животным существует за счет приспосабливания (адаптации) биологического вида к природным условиям. Но человеческий вид достигает в ходе приспосабливания такого технологического и интеллектуального могущества, что может преобразовывать природные условия жизни, самообучаться и все более сознательно реорганизовывать взаимоотношения людей.

Вместе с тем появляется опасность неразумного использования человеческого могущества, которое привело бы к ущербу существованию людей. К тому же история дает картину систематического применения людьми своих достижений во враждебных целях.

С другой стороны уже в XX столетии с созданием ООН враждебность между людьми стала официально осуждаться от имени всего человечества, осознающего общую ответственность за судьбу человеческого рода. Однако к концу XX столетия империалистические страны выработали и ввели в практику новые способы враждебных взаимодействий, трудно отличимые от дружественных.

Достигнутое человечеством самопонимание позволяет следующим образом очертить круг объективных интересов: это все необходимое для воспроизводства людей и условий их жизнедеятельности.

С позиции отдельного человека дружественно понимаемые объективные интересы можно интерпретировать следующим образом:

Дружественность и равноправие

Дружественность придает общественным взаимодействиям необходимую устойчивость. Кроме того энергия, затрачивавшаяся прежде на противоборство, высвобождается и может быть использована для созидания и развития.

Моменты дружественности можно обнаружить во всех обществах и в любых ситуациях, даже в рабовладении и войнах.

Механизм поддержания дружественности, сложившийся на заре истории человека - это культивирование норм поведения. Соблюдение нормы уже воспринимается как дружественность. Потому хотя бы, что поведение сторон в этом случае взаимопредсказуемо, и ожидания участников взаимодействия оправдываются.

Однако норма поведения в досоциалистических обществах трактует интересы сторон принципиально несимметрично. Например, из интересов раба исключается возможность распоряжаться собой наравне со свободными людьми. Рабам внушается соответствующая картина мира, в которой и помыслить нельзя о равенстве прав. Пока рабы принимают рабское мировоззрение, их требования к общепринятой дружественности оказываются занижены.

В капиталистической системе из соблюдаемых под эгидой государства интересов работников исключается участие в распоряжении общественно накапливаемым могуществом наравне с собственниками средств производства и банков. В результате доступ граждан к знаниям, технологиям, производительной технике, инфраструктуре обставляется такими условиями, которые выгодны капиталистам и гарантируют сохранение этого неравенства в будущем.

Зависимое положение "несобственников" тоже оправдывается внушаемой картиной мира - капиталистической. Пока трудящиеся принимают буржуазное мировоззрение, они сами фактически одобряют культивирование неравенства законных интересов. Получается, что государство от имени всех граждан защищает интересы капиталистических собственников в ущерб несобственникам.

В итоге в последние два десятилетия удается оправдывать такие неслыханные в истории деяния, как "мирное" разрушение народного хозяйства многомиллионной страны, нарушение процессов общественного воспроизводства жизнедеятельности, применение технологий деморализующего психологического воздействия на мирное население, отлучение народа от понимания происходящего.

Практика дружественных взаимодействий с ее навыками достижения взаимопонимания способствует росту самосознания человека. Постепенно от наивных верований люди приходят к идее реального равноправия. Соединение дружественности с равноправием означает утверждение в обществе таких норм поведения, которые на практике увязывают общественное развитие с наиболее значимыми интересами каждого индивида. Люди, созревшие для идеи равноправия, включают равенство прав в состав наиболее важных общепринятых интересов. После этого прежняя неравноправная дружественность становится проблематичной.

В этих условиях для поддержания неравноправной дружественности господствующее меньшинство изобретает и проводит в жизнь замаскированное под равноправие неконтролируемое управление, технологии воздействия на массовую психику, снижающие способность людей критически воспринимать происходящее и понимать свои объективные интересы. Самообучение подавляемых классов и общества в целом намеренно пресекается, в то время как современные технические возможности и уровень самопонимания человечества открывают для этого большие возможности.

В отдельных случаях самоназванные "элиты" идут еще дальше: дискредитируют поведенческие нормы и традиционные критерии дружественности, что позволяет ввергнуть общество в состояние дезориентации и беззащитности. Под видом показной дружественности создаются социальные условия для разобщения народа и управления по принципу "разделяй и властвуй".

Такая заведомо недружественная деятельность тем не менее опирается на государственную поддержку, осуществляемую от имени всех граждан.

Приведение интересов к дружественности

Вернемся к определению дружественного взаимодействия. Для него характерно, что каждый участник понимает не только свои интересы, но также интересы других сторон. Причем понимание своих интересов в должной мере совпадает с их пониманием партнерами.

В то же время известно, что интересы человека разнообразны, и многие из них сугубо индивидуальны. Содержание и соотношение индивидуальных интересов меняется от ситуации к ситуации и вообще со временем. Пересказывать друг другу при каждом взаимодействии все свои чаяния было бы слишком утомительно и для нас, и для партнеров. Неудивительно, что вырабатывается общая культура взаимодействий, в рамках которой интересы типизируются, упорядочиваются по важности, нормируются.

Типизация - каждой обыденной ситуации сопоставляется свой типовой набор интересов, которые могут быть затронуты и должны быть увязаны между сторонами. Упорядочение по важности - при наличии разнообразных интересов отдельно группируются важнейшие, поддерживаются общепринятые приоритеты между разными интересами. Нормирование - в общественном сознании утверждается общепринятая степень удовлетворения интереса, обоснованная реальными возможностями общества.

По направленности все интересы людей можно условно подразделить на кооперативные (однонаправленные, единые) и конкурентные (разнонаправленные). Условность классификации объясняется тем, что для одной и той же потребности могут существовать различные мировоззренческие мысленные модели, в которых интерес выступает или кооперативным, или конкурентным.

Заинтересованность в распределении благ обычно конкурентна, а заинтересованность в производстве необходимых благ - кооперативна. Интересы учителя и ученика, любящего родителя и ребенка, врача и пациента в бесплатном здравоохранении - кооперативны. Интересы продавца и покупателя в условиях капиталистических товарно-денежных отношений конкурентны. Интерес самореализации, карьерного роста содержит элементы как конкурентности, так и кооперативности.

Интересы участников взаимодействия только тогда могут быть дружественными, когда увязаны между собой - устойчиво совместимы. Кооперативные интересы устойчиво совместимы сами по себе. Конкурентные интересы можно сделать совместимыми, если установить общепринятые границы степени их удовлетворения, которые подкрепить единством более приоритетных интересов.

Долговременная дружественность, устойчивая к изменению обстоятельств, обеспечивается посредством идеологии единства объективных интересов всех членов человеческой общности и соответствующей общественной практики. Осознанное единство объективных интересов играет такую же роль в достижении солидарности людей, как необходимость противостоять общей опасности.

В культуре взаимодействий наиболее приоритетным интересом закономерно бывает право на жизнь. Это непреходящий основополагающий интерес, понятный каждому человеку. Он очевидным образом связан с объективными интересами. Если в общественном мировоззрении интерпретация права на жизнь опирается на понимание единства и высшего приоритета объективных интересов, то прочие интересы людей в таком обществе нормируются и упорядочиваются по критерию их совместимости с объективными интересами.

При прочных гарантиях дружественности в сфере объективных интересов общество может позволить себе динамически балансировать субъективные интересы индивидов и групп, которые не претендуют быть всеобщими и потому не входят в общепринятый "равноправный" набор.




Начало


См. также
О моральной ответственности за хаотизацию добра и зла
Обструкционные приемы в интернет-дискуссиях
О различении рациональной и иррациональной аргументации
Логика договоренностей
Актуальные мысли





Сайт управляется системой uCoz