Когда лет двадцать тому назад Татьяна Шмыга, только что закончившая отделение музыкальной комедии ГИТИСа, впервые переступила порог Московского театра оперетты, даже самые прозорливые критики и знатоки театра вряд ли могли предположить, что она станет актрисой первой величины, тонким и проникновенным мастерам, блестяще владеющим секретами этого "легкого", но в то же время едва ли не самого сложного театрального жанра.
Не было в ней ничего от маститой "примадонны" - хрупкое изящество, невысокий рост, милое лицо и пресловутые очки делали ее похожей скорее на обыкновенную студентку. Успех пришел сразу и навсегда. Первая большая роль - цветочница Виолетта в "Фиалке Монмартра" И.Кальмана, муза и утешение бедных музыкантов и поэтов, душа и песня Парижа,- и о Шмыге уже говорят как об актрисе, которая принесла на сцену оперетты свою тему - тему девичьей чистоты, нежности, душевного трепета перед открывающимся огромным миром счастья, любви...
И все же "настоящая" Шмыга началась позднее - в 1955 году, когда она сыграла "морскую дочку" Тоню Чумакову в оперетте И.Дунаевского "Белая акация". Задор, веселье, юная упоенность жизнью перемежались здесь с глубоким лиризмом и высокими гражданскими чувствами. В этом образе актрисой уже были намечены все или почти все основные черты характера, которые будут со временем развиваться, углубляться, обогащаться новыми качествами - теми, что в совокупности своей составят "искусство Татьяны Шмыги"
В 1956 году Московский театр оперетты выпустил новый спектакль - "Поцелуй Чаниты" Ю.Милютина. В роли Чаны Шмыга продемонстрировала блестящее владение танцем, великолепное чувство стиля н жанра. Шмыга не увлеклась броскими ритмами и красками - для нее главным был смысл, содержание образа, которому она стремилась придать отточенную форму. Безбрежной радостью жизни, расцветающей любовью окрашено чувство юной героини. Шмыга словно купалась в этой радости, наслаждалась ею, утверждая ее как основу основ жизни:Вот это и есть чувство жанра, ибо оперетта, какой бы она ни была: героической, лирической или бытовой - это всегда утверждение добрых и радостных начал, поэтическое восприятие мира (и, конечно же, юмор, без которого немыслима ни одна оперетта).Но это еще не все. Оперетта - прежде всего музыка, ритм, пение и танец. Именно они, эти средства, являются главным, преимущественным способом выражения любого опереточного содержания.
Шмыга с юных лет, с первых шагов на сцене привлекла к себе внимание своей органической музыкальностью - музыкой было наполнено каждое ее слово, пронизано каждое ее движение. Дух музыки, поэзии, ритма неизменно царит в спектакле, когда играет Шмыга. И пусть не так уж часто она встречается с опереточной классикой, но ее ария Лили или дуэт с Ласло (Н.Рубан) в оперетте венгерского композитора Йене Хуска "Баронесса Лили" (которые вы услышите в записи) лишний раз демонстрируют блестящее мастерство артистки. )этот спектакль был поставлен в 1958 году в Московском театре оперетты коллективом венгерских мастеров - Миклошем Синетаром, Золтаном Фюлеппом и имел большой успех у москвичей).
И вот, наконец, одна из вершин творчества уже заслуженной артистки Татьяны Шмыги - Глория Розетти в оперетте Юрия Милютина "Цирк зажигает огни". Звезда итальянской цирковой труппы впервые появляется на сцене в необыкновенно изящном весеннем костюме, легкой круглой шапочке, выгодно оттеняющей ее милое лицо со знаменитой челкой - кокетливой и наивной одновременно. И снова весенний расцвет, очарование мира - исконная тема Шмыги звучит в арии Глории победоносно и лирично. "Как хорошо, когда весна вас на бульварах ожидает, когда душа надежд полна:", - немудреный текст Шмыга поет легко, уверенно - и кокетливо, и лукаво, ни в чем не нарушая вкуса и меры.
Безукоризненный вкус, чувство меры - ценнейшие качества Шмыги. А ведь это и теперь, к сожалению, в оперетте встречается не часто. Известно, например, что когда Шмыга гастролирует в периферийных опереточных театрах, актеры играют с ней тише, "без плюсов", то есть без нажима - более вдумчиво, тоньше и глубже, чем обычно. Да это и понятно - искусство Шмыги давно стало эталоном блестящего вкуса и изящества. Вот один из самых ярких примеров - песенка Глории "Двенадцать музыкантов", ставшая широко популярной благодаря Шмыге. Никто не может соперничать с ней в исполнении этой незамысловатой ритмичной песенки (о юной красотке, за которой следом ходили и вздыхали двенадцать музыкантов, дарили ей свои кантаты и сонаты, а она полюбила простого парня, который "в магазине ноты продавал...."). Вслушайтесь в эту песенку, и перед вами возникнет одна из самых ярких страниц творчества этой замечательной артистки, свидетельство ее таланта к мастерства
Кажется, достигнута вершина - и лучше петь и играть невозможно Но для истинного таланта каждая вершина - лишь временная остановка в пути вперед и выше. В 1961 году в спектакле "Севастопольский вальс" К.Листова Татьяна Шмыга сыграла Любашу, маленькую медсестру с нелегкой судьбой, верно и нежно влюбленную в своего командира и дождавшуюся его любви... Гражданские чувства, храбрость и отвага, которые не кричат о себе, но движут каждым шагом, глубина переживаний, не уступающая таковой в большом драматическом образе - все это сделало Любашу Толмачеву одной из самых любимых героинь и зрителя и самой актрисы. Песня о девушках-бойцах, которые росли и взрослели в окопах, в пороховом дыму, под грохот разрывов, о девушках-солдатах, которые умели молчать о своих страданиях, об усталости и горе - вряд ли найдется в этом жанре много страниц такой же впечатляющей силы. Песня написана в форме медленного чеканного марша. Шмыга поет ее на авансцене, обращаясь прямо к зрителю, где, быть может, сидят и боевые подруги Любаши, послужившие прообразом скромной героини. "Девушки-бойцы, что с вами стало?"--тихо и взволнованно начинает Шмыга песню, и в голосе ее звучит мужество, скорбь. Обычно на сцене актриса отличается достойной сдержанностью, она никогда не плачет. Но здесь, в песне Любаши, она дает чувству прорваться в звуках. Это поет девчонка, одна из тех, что выросла под сполохами войны. И те, что сидят в зрительном зале, вспоминают свои боевые годы, притихнув, слушают и тоже не сдерживают слез.
Своей Любашей, как и многими другими работами, Шмыга убедила всех в том. что оперетта способна рождать на сцене и вызывать у зрителя чувства не менее глубокие н сильные, нежели драма, -здесь лишь средства другие. Дуэт Любаши и Аверина Шмыга исполняет с Юрием Богдановым, своим неизменным многолетним партнером. В опереттах "Поцелуй Чаниты" и " Цирк зажигает огни" Юрий Богданов своим открытым темпераментом, мужеством и энергией оттеняет лирическое дарование Шмыги.
Шмыга, если можно так выразиться, - "ансамблевая" певица и актриса; с любым партнером - если это хороший актер - она отлично находит общий язык, видит в нем помощника, вместе с которым легче построить сцену, раскрыть содержание образа. Например, в дуэте с В.Канделаки (исполнявшем в спектакле "Поцелуй Чаниты" роль Чезаре) голос Шмыги звучит горестно, испуганно - и непреклонно: ее Чанита не поддается на уговоры сластолюбивого богача; в дуэте Лили и Ласло, о котором уже шла речь, Н. Рубан помогал актрисе выразить пленительное обаяние героини, красоту и музыкальность ее чувства; Эмиль Орловецкий подчеркивает и усиливает мягкие нежные краски в палитре актрисы (с ним Шмыга сыграла и спела много спектак\ей - (Вест-сайдскую историю" Л.Бернстайна, "Девушку с голубыми глазами* В. Мурадели. "Конкурс красоты" А. Долуханяна, великолепно исполненный на телевидении дуэт Ганны Главари и графа Данило из "Веселой вдовы" Ф.Легара). Дуэт Мэри Ив и Андрея из "Девушки с голубыми глазами", написанный в форме медленного вальса, звучит в исполнении Татьяны Шмыги и Эмиля Орловецкого затаенно, грустно и светло.
В оперетте Мурадели есть много хороших сольных номеров, на пластинке звучат два из них - выходная ария и песенка об одиночестве. Первая ария - рассказ о ролях, которые успела переиграть Мэри. Вот она скачет на мустанге, вот продает цветы на улицах Парижа... И мы словно видим саму Шмыгу в Чаните. в Глории, в Виолетте... Актриса словно листает собственные "театральные страницы"... Поэтому гордо, на подъеме пропетые слова - "Я - актриса, актриса! А для актрисы ничего невозможного нет..." - можно с полным правом отнести к самой Шмыге, первой и лучшей из равных.
А вот еще один дуэт - Делии и Рауля из оперетты Рауфа Гаджиева "Куба - любовь моя". Шмыга выступает здесь с новым партнером - Александром Гореликом, Острый ритм, открытое выражение темперамента, мелодии, интонационно близкие подлинным, - все это делает и дуэт, и песенку Делии чрезвычайно привлекательными. Шмыга играла с Гореликом и в одном из лучших своих спектаклей - "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу, где она блестяще исполнила роль Элизы Дулитл.
С годами растет и совершенствуется мастерство актрисы. Сегодня ей доступны и драматическая глубина, и лирическая мягкость, и весеннее очарование юности, и светлая печаль зрелых раздумий. Вкус и обаяние актрисы спасают порой даже не очень удачные роли, а там, где есть что играть, Шмыга создает подлинные шедевры. Например, в оперетте "Конкурс красоты" она превосходно играет незаметную студентку-"очкарика", в которой раскрывается истинно королевская душевная красота и сила чувства, делающая ее красивее всех красивых.
Татьяна Шмыга начала свои творческий путь с Виолетты в "Фиалке Монмартра" Кальмана. Теперь, в новой постановке театра, осуществленной главным режиссером Г.П.Анисимовым, она играет Нинон. И, как когда-то песенка Глории "Двенадцать музыкантов", сейчас самым блистательным номером в концертных выступлениях Шмыги стала "Карамболина", которую она постоянно исполняет на "бис". Все технические средства, которыми Шмыга владеет в совершенстве, использует она, чтобы создать новую "Карамболину", освобожденную от пошлости и "роковиэма" прошлого театра. Шмыга танцует и поет свою песню, и радость жизни. веселье, восхищение несравненным искусством актрисы неизменно охватывает зрительный зал...
Прошли годы. Из робкой девочки народная артистка РСФСР Татьяна Шмыга превратилась в выдающегося мастера, не потеряв своей юной душевной чистоты и высокого настроя чувств. Актриса вся в работе, она готовит новые роли, ездит, играет, снимается, концертирует... И мы надеемся еще не раз быть взволнованными свидетелями ее неповторимого искусства.
ЕЛЕНА ФАЛЬКОВИЧ