Музей разрушения СССР


Кому - кризис, а кому - карт-бланш

Ползучий переворот. Читать и вспоминать это все по-прежнему тяжело. Словно не семнадцать лет назад, а сейчас на глазах у всего мира происходит невиданный доселе грандиозный спектакль, апофеоз безответственности, венчающий "перестройку".

Шесть лет горбачевцы откручивали гайки государственного механизма и народного хозяйства, разжигали противоречия и разобщали народ, довели страну до межнационального кровопролития. И теперь, в декабре 1991-го, вполне обоснованно могли бы сказать: в стране кризис, развал, общественное мнение дезориентировано, противники "перестройки" деморализованы и дезорганизованы, создано двоевластие, - все это позволяет нам перебросить власть в другие руки и отказаться от прежних обязательств перед народом. Друзья из цивилизованных стран будут довольны. Новые руки развязаны: кому - кризис, а кому - карт-бланш. Ничто не мешает следующему фигуранту - Б.Н.Ельцину - продолжить великое дело * теперь уже не "перестрйщиков", а "реформаторов".

Второе действие в неведомом нам сценарии названо Смутным временем. Таким образом создается режим наибольшего благоприятствования замысленному постановщиками "первоначальному накоплению капитала".

От имени руководства РСФСР Г. Бурбулис обещает Горбачеву обеспечить достойное уважение его дел в прошлом, настоящем и будущем **. Пьеса продолжается.

Василий Грозин


ИЗВЕСТИЯ
№ 301 (23567). Четверг, 19 декабря 1991 г.

У меня только часть данного номера газеты: большая вырезка страниц 1-2. Материалы, уместившиеся на этой вырезке целиком или частично, приводятся ниже. - В. Г.

ПУТЬ К СОДРУЖЕСТВУ: Минск - Ашхабад - Алма-Ата
КАКИЕ РАБОЧИЕ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МОГУТ БЫТЬ В СНГ
Об Указах Президента РСФСР, гербе и мэре Москвы
БОРИС ЕЛЬЦИН О МИХАИЛЕ ГОРБАЧЕВЕ
Утверждены структуры Консультативного совета пяти республик Средней Азии и Казахстана
ЗАГОВОР ПРОТИВ ЛИТВЫ
Удастся ли Бейкеру успокоить НАТО
М. Горбачев предлагает название: Содружество Европейских и Азиатских Государств - СЕАГ
СКОЛЬКО ПРАВИТЕЛЬСТВ ПОТРЕБУЕТСЯ РЕФОРМЕ
Верховный Совет СССР признает политические реалии
АЛМАЗНЫЕ КОРОЛИ ОТМЕТАЮТ ПОДОЗРЕНИЯ


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

ПУТЬ К СОДРУЖЕСТВУ:
Минск - Ашхабад - Алма-Ата

В алма-атинском аэропорту, откуда уже несколько дней почти не отправляются авиарейсы (нет горючего), один за другим садятся самолеты - с рабочими группами, журналистами. Следом за лайнером с 30 сотрудниками аппарата Президента России чартерным из Атланты летят 25 представителей телекомпании Си-эн-эн... О том, какое значение придают в стране и в мире запланированной на субботу встрече, можно судить по обилию прессы. По предварительным данным, освещать ее будут около 300 советских и примерно 120 иностранных корреспондентов со всех концов мира - из США, Великобритании, Германии, Японии и даже из Монте-Карло. Что ж, событие действительно стоит такого интереса.

Первый вопрос, который, без сомнения, волнует всех, - кто из руководителей приедет в Алма-Ату. Сегодня речь идет об участии уже не восьми государств, а девяти или даже десяти - ожидается, что к минской "тройке" и ашхабадской "пятерке" присоединятся Армения и, возможно, Молдова. Кроме того, участие ядерных республик - России, Украины, Казахстана и Беларуси - будет, по-видимому, обусловлено и расширением повестки дня. Поздно вечером 17 декабря, очевидно, сразу же после беседы с Дж. Бейкером, Н. Назарбаев разослал руководителям трех государств предложение заключить в Алма-Ате соглашение по вопросу о ядерной обороне.

Встреча будет проходить в алма-атинском Доме дружбы - в том же самом зале и за тем же самым круглым столом, где несколько месяцев назад собирались делегации 12 республик, чтобы решить судьбу экономического договора. В этом же здании размещается и пресс-центр. Журналистам, которые заполнят его, предстоит немало потрудаться, добывая оперативную информацию о ходе встречи - в процессе ее запланирована лишь одна непродолжительная итоговая пресс-конференция, заседания же пойдут за закрытыми дверями.

Предполагается, что участники встречи прибудут в столицу Республики Казахстан 20 декабря, 21-го они сядут за стол переговоров, которые ориентировочно продлятся два дня. Остается лишь пожелать им успеха. И - мудрости...

В. АРДАЕВ,
соб. корр. "Известий".

АЛМА-АТА.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

КАКИЕ РАБОЧИЕ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ МОГУТ БЫТЬ В СНГ

Итоги заседания правительства РСФСР, которое состоялось 18 декабря под председательством Б. Ельцина, пришел прокомментировать на встречу с журналистами первый вице-премьер Г. Бурбулис. Однако неожиданно он сделал заявление, которое можно рассматривать как платформу российского руководства к предстоящей 21 декабря в Алма-Ате встрече глав независимых государств.

Минские соглашения явились едянственно правильным политическим выбором, сказал Г. Бурбулис. Российская делегация в полном составе будет продолжать работу в этом направлении в Алма-Ате. Туда же прибудет из поездки в Италию Б. Ельцин. На сегодняшний день о своем намерении войти в состав Содружества уже объявили республики Средней Азии, Казахстан и Армения. Позиция Молдовы пока не выражена в связи со сложной ситуацией в республике. Однако мы знаем, что такая готовность, по словам президента М. Снегура, есть.

На встрече в Алма-Ате мы будем предлагать, в частности, концепцию оборонительного союза, а также ряд соглашений в развитие минских договоренностей. Речь идет, о рабочих и представительных органах Содружества. На сей счет есть несколько вариантов. Возможно, будут созданы Совет глав государств, Совет глав правительств и Совет обороны, в который войдут главы независимых государств. Вчера, продолжал Г. Бурбулис, состоялась встреча Б. Ельцина с М. Горбачевым. Она носила уже иной характер, и речь на ней шла о поиске оптимальных путей, средств, форм становления Содружества.

На вопрос корреспондента "Известий" о возможной дальнейшей судьбе Горбачева-политика, первый вице-премьер ззявил: "Мы максимально корректно и со всем уважением относимся к М. Горбачеву как к политику и намерены предложить и поддержать те решения, которые обеспечат достойное уважение его дел в прошлом, настоящем и будущем. Мы исключаем уничижительную интонацию в адрес М. Горбачева, гарантируем повышенную нравственную позицию в этом деликатном вопросе. Что же касается вопроса, в какой роли мог бы участвовать в новом образовании государств М. Горбачев, то это зависит лишь от него".


(Окончание на 2-й стр.)

(Окончание. Начало на 1-й стр.).

СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

Об Указах Президента РСФСР,
гербе и мэре Москвы

Комментируя итоги заседания правительства, Г. Бурбулис, в частности, сообщил: обсужден Указ Президента о бюджетных проектировках на 1992 г., а также принято постановление правительства о проекте бюджета на первый квартал 1992 г. Он отличается от предыдущих тем, что является консолидированным - не дробится на республиканские, краевые, областные, муниципальные. Правительство намерено добиваться бездефицитного бюджета. Предусмотрено существенное сокращение ассигнований оборонительному комплексу. Помимо традиционных источников формирования бюджета, предложены и специфические, как распродажа объектов незавершенного строительства на конкурсной основе.

Постановлением правительства решен также принципиально важный вопрос о разграничении государственной собственности между уровнями управления, без чего области, края, муниципальные органы не могли начать крупномасштабную приватизацию.

В развитие Указа Президента о либерализации внешнеэкономической деятельности приняты решения о формировании республиканского валютного резер-ва, о введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые за пределы России, а также о выдаче лицензий, ус-тановлении квот экспорта и импорта товаров и услуг.

В адрес правительства, продолжал Г. Бурбулис, были упреки в связи с затяжкой реформы в аграрном секторе экономики. Сегодня обсужден пакет президентских указов, которыми предполагается, в частности, реорганизация колхозов и совхозов. Речь идет прежде всего о тех хозяйствах, которые убыточны. Финансировать их дальше невозможно, но правительство обеспечит правовую и иную помощь для их преобразования в другие формы собственности. Продовольственные фонды будут формироваться за счет стимулов на контрактной основе с коллективными и фермерскими хозяйствами без разницы в ценах.

Правительство рассмотрело также блок вопросов, касающихся социальной защиты населения. Идеология здесь такая - обеспечить опережающий режим компенсаций и индексации доходов населения. Указ Президента о негосударственных пенсионных фондах предполагает привлечение средств из нетрадиционных источников для поддержки населения. Два эскиза стилизованных двуглавых орлов

В заключение, сказал первый вице-премьер, на заседании обсуждались варианты Российского герба. Два эскиза были подготовлены известными художниками, и в них воспроизводится традиционная российская символика - двуглавый орел. Мы отдаем предпочтение варианту "менее злого орла", но решение будет за Верховным Советом.

Отвечая на вопросы журналистов, Г. Бурбулис коснулся отставки Г. Попова. В этой связи он заявил: "Подобное решение мэра Москвы не было для него неожиданностью, и его можно объяснить озабоченностью Г. Попова общей ситуацией, естественной усталостью. Сегодня состоялось заседание правительства Москвы, и его представители были у меня с мнением, что нужно убедить мэра остаться на своем посту. Этот вопрос будет обсуждаться 24 декабря на встрече представителей московских властей с Б. Ельциным". Я не исключаю, сказал первый вице-премьер, сложных политических последствий отставки Г. Попова.

В. КОНОНЕНКО.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

Борис Ельцин о Михаиле Горбачеве

Накануне своего визита в Италию Президент России Б. Ельцин в интервью первой программе итальянского телевидения, отвечая на вопрос, где Горбачев допустил наибольшие ошибки, сказал:

"Я бы не стал говорить о его ошибках, с точки зрения этики это было бы некрасиво. Мы, как и весь мир, уважаем его за то, что он сделал, особенно в первые годы перестройки, начиная с 1985-1986 гг., даже если в 1987 году он и начал совершать ошибки, которые привели страну к нынешнему негативному периоду. Он думал соединить невозможное: коммунизм с рынком, собственность народа с частной собственностью, многопартийность с КПСС. Это - невозможные союзы. Он же хотел добиться их, и в этом-то и заключалась его основная стратегическая ошибка. Еще раз повторяю: я бы не хотел говорить о них. Мы должны уважать Горбачева как Президента Союза, который сделал многое для своей страны".


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

Утверждены структуры Консультативного совета пяти республик Средней Азии и Казахстана

В развитие достигнутых договоренностей ашхабадской встречи пяти президентов здесь завершился ее второй раунд, в котором участвовали заместители глав правительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана.

Итогом встречи полномочных представителей глав правительств пяти республик явилось подписание целого пакета документов по координации межгосударственной экономической политики. Утверждены структуры Консультативного совета. Его основная цель - выработка единых подходов в проведении экономической политики в интересах всех народов среднеазиатского региона с учетом конкретных особенностей каждой суверенной республики.

В частности, подписано соглашение о ценовой политике как меры социальной защиты населения от резких негативных последствий предстоящего повышения цен в других республиках бывшего Союза. В этих целях будет создан межгосударственный эмиссионный банк, сформирован Комитет по координации социально-экономического развития пяти республик. Кроме того, совет, сказано в положении, будет регулировать межреспубликанские межхозяйственные связи, координировать выполнение взаимных обязательств, решать вопросы о строительстве важнейших для всех республик объектов, готовить предложения по организации совместного производства продукции товаров повышенного спроса.

Одной из ключевых позиций договоренности между республиками стало подписание на ашхабадском совещании ряда протоколов, предусматривающих конкретные меры по обеспечению межреспубликанских поставок товаров и продукции: уже в первом квартале следующего года взаимообмен продукцией составит не менее 25 процентов от уровня согласованных межреспубликанских поставок.

Важнейшим аспектом деятельности Консультативного совета станет расширение связей с зарубежными странами, создание совместных предприятий, всемерный выход республик на внешний рынок. Для этого на совещании заместителей глав государств было признано целесообразным совместное использование морских портов Каспийского моря, реконструкция действующих и строительство новых торговых причалов в Красноводске, Гурьеве, Актау. Для ускорения строительства железнодорожной линии Теджен - Серахс - Мешхед, заказчиком которого выступает Туркменская железная дорога, учреждена ассоциация "Хемаят", в которую рекомендовано включить предприятия и организации республик Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

В. КУЛЕШОВ,
соб. корр. "Известий".

АШХАБАД.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

ЗАГОВОР ПРОТИВ ЛИТВЫ

Телекадр человек в униформе лежит вниз лицом

Как уже сообщали "Известия", литовская прокуратура назвала конкретных виновников зверской расправы над сотрудниками департамента по охране края и полицейскими на таможенном посту в Медининкае. Преступление совершила секретная группа рижского ОМОНа.

(Подробности на 3-й стр.).
(3-й страницы газеты у меня нет. - В.Г.)

Этот кадр переснят нашим фотокорреспондентом Ю. Инякиным из видеофильма о трагических событиях на таможне в Медининкае.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

Удастся ли Бейкеру успокоить НАТО

Политическое развитие в разваливающейся нашей гигантской стране и судьба советского ядерного арсенала - таковы центральные темы открывшейся в Брюсселе зимней сессии Совета НАТО. Североатлантический союз срочно ищет ответы на многочисленные вопросы, поставленные распадом СССР. Сможет ли прибывший в Брюссель из Киева Дж. Бейкер дать на них удовлетворительные ответы?

Большие сомнения одолевают НАТО в связи с будущим без малого 30 тысяч ядерных боеголовок. У входа в штаб-квартиру НАТО Дж. Бейкер на ходу сказал журналистам, что он получил "очень, очень твердые заверения" от советских властей. Однако заявление Президента Казахстана о намерении этого государства не спешить с уничтожением своей доли советского ядерного наследства подлило масла в терзающий Запад огонь сомнений.

Генеральный секретарь НАТО М. Вёрнер уверен, что сейчас советский ядерный арсенал находится под единым контролем, но сохранится ли это положение и после официального сообщения о кончине СССР, он совсем не уверен. В НАТО обеспокоены также, что молодые государства могут столкнуться с трудностями при разделе квоты Советского Союза, принятой им на себя по договору о сокращении обычных вооруженных сил и вооружений в Европе.

В общем, под угрозой разрушения оказалось все здание европейской безопасности и сотрудничества, только-только начавшее приобретать реальные контуры. По мнению одного из высокопоставленных деятелей в НАТО, который пожелал остаться неназванным, "невозможно говорить об архитектуре безопасности, когда из кладки продолжают вываливаться кирпичи и вся стена вот-вот рухнет".

О событиях в Советском Союзе сейчас и идет речь в штаб-квартире НАТО. Обозреватели отмечают, что госсекретарь США, основываясь на увиденном и услышанном в ходе визита, предпримет попытку добиться от коллег согласия на американское предложение создать "тактические силы", которые займутся оказанием прямой гуманитарной и технической помощи государствам бывшего СССР.

Эту идею Вашингтон подбросил НАТО несколько дней назад, и еще никто ее не обсуждал. И все же противники у нее уже есть. Франция не замедлила выступить против придания НАТО не свойственных ему новых задач.

К каким выводам и возможным решениям придут министры, станет известно в самое ближайшее время - заседание продлится один день. Очевидно, впечатления Дж. Бейкера не самые радужные, и очередное предупреждение Э. Шеварднадзе о приближении серьезных и нежелательных событий в бывшем СССР (путч, бунты...) все же подтолкнут НАТО согласиться с оказанием нам помощи по натовским каналам, но, как отмечают обозреватели, "на жестких условиях".

20 декабря министры стран-членов НАТО снова соберутся в зале заседаний, но на этот раз к ним присоединятся министры иностранных дел Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы и Эстонии. За столом предусмотрено место и для советской делегации, которую, как предполагали, должен был возглавить союзный министр Э. Шеварднадзе. Однако он на первое заседание Совета сотрудничества НАТО в Брюсселе решил не приезжать. Его место займет посол СССР в Брюсселе Н. Афанасьевский, к которому, как надеются в штаб-квартире блока, присоединятся представители суверенных республик. (Итого, вместе с СССР - 25 государств).

Повестка дня встречи, проводимой по решению глав государств и правительств стран - членов НАТО, не известна. Не будет ошибкой сказать, что и там разговоры пойдут о распадающемся Советском Союзе. По поступающим сообщениям, на заседании Совета, вероятно, также будет достигнуто соглашение о проведении аналогичных ежегодных встреч министров обороны 25 государств Европы, США и Канады.

Скорее же всего, отмечают западные агентства, нынешняя встреча будет носить церемониальный характер.

А. СЫЧЕВ.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

М. Горбачев предлагает название:
Содружество Европейских
и Азиатских Государств - СЕАГ

Как уже сообщалось, М. Горбачев направил письмо участникам алма-атинской встречи. Редакция располагает текстом этого письма.

Опубликовано также в "Правде" от 20.12.1991

Участникам встречи в Алма-Ате по созданию Содружества Независимых Государств

Уважаемые товарищи!

Перед встречей, которая определит, каковы будут отношения между новыми суверенными госуда,рствами и какое место они вместе и раздельно займут в мировом сообществе, хочу поделиться с вами некоторыми соображениями.

Полагаю, у меня есть на это право - и моральное, и политическое.

Ратификация Соглашения о создании Содружества Независимых Государств Верховными Советами РСФСР, Украины, Беларуси и готовность Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана войти в состав учредителей Содружества коренным образом изменили ситуацию. Государственная форма жизни многочисленных народов великой страны начинает свою новую историю. На ее территории образуются несколько независимых государств. На смену длительному и трудному историческому процессу формирования единой страны приходит процесс ее разъединения, расчленения, и он также не будет легким. Тут не должно быть никаких иллюзий. Очевидно, что общество еще не осознало, что это - поворот колоссального масштаба, затрагивающий основы жизни народов и граждан.

С самого начала перестройки мы шаг за шагом шли к тому, чтобы все республики обрели подлинную независимость. Но я все время настаивал на том, что нельзя допустить распада страны. Таково было и есть мое понимание воли народов, выраженной на референдуме, - как их стремление к независимости при сохранении целостности исторического союза. Эта мысль и это беспокойство лежали в основе моей формулы о "Союзе Суверенных Государств", которая первоначально встретила вашу поддержку.

Пишу вам не для того, чтобы возвращаться к дискуссии на эту тему. Сейчас реальностью становится идея Содружества Независимых Государств. И важно, жизненно важно, чтобы этот сложнейший процесс не усилил разрушительные тенденции, наметившиеся в обществе. Ведь для всех очевидно, что переход будет происходить в обстановке глубочайшего экономического, политического и межнационального кризиса, значительного снижения жизненного уровня.

Со всей серьезностью я отнесся к тому, что содержится в документах, принятых в Бресте и Ашхабаде, в ратификационных постановлениях Верховных Советов трех республик. Обдумывая свои соображения, я учитывал и общественную реакцию внутри и вне страны, вопросы, которые остались открытыми.

Смысл соображений в том, чтобы очертить минимум положений, без которых Содружество в современных условиях, как мне представляется, не сможет стать жизнеспособным.

Среди них, оговорюсь сразу, есть вещи очевидные, которые все вы признаете. Но я тоже не могу их не зафиксировать в своем послании.

Первое. Должно быть четко зафиксировано понимание Содружества как многонационального образования при абсолютном равенстве не только самих государств, но и живущих в них национальностей, всех религий, традиций, обычаев, геополитического местонахождения.

Наиболее подходящим названием поэтому для Содружества мне представляется: "Содружество Европейских и Азиатских государств" (СЕАГ).

Второе. Мало просто официально признать Декларацию прав человека и демократических свобод. При уникальной расселенности людей на огромных пространствах, где на протяжении веков перемешивались и пересекались судьбы миллионов семей, где десятки миллионов смешанных браков, проблема открытости границ и гражданства должна быть проработана особенно тщательно.

Уверен, что у всех, кто не заражен национализмом и сепаратизмом, а это сотни миллионов, неизбежно возникнет чувство утраты "большой Родины". А когда практически начнется процесс государственного, административного и прочего размежевания, определения условий гражданства, это затронет очень многих самым непосредственным образом - в быту, на производстве, в человеческих связях.

Поэтому, возможно, на какой-то довольно длительный период придется согласиться с нормой - "гражданин Содружества", наряду с гражданством в соответствующем государстве.

Боюсь, что если это все не будет обдумано, решено и надежно гарантировано, концепция Содружества будет отвергнута на народном уровне.

Третье. Для стабильности Содружества решающее значение имеет создание социально ориентированной рыночной экономики, беспрепятственное развитие и защита всех форм собственности. Я разделяю мнение тех, кто считает необходимым подтвердить решимость участников Содружества соблюдать Договор об Экономическом Сообществе и завершить работу над комплексом приложений, предусматривающих необходимые условия создания общего "евразийского рынка". В том числе - согласованные меры по таким важным вопросам, как валютно-финансовая и банковская система, методика ценообразования и налогообложения, таможенные сборы, бюджетные ассигнования на оборону и другие общие цели.

Я убежден: потребуются соответствующие структуры экономического взаимодействия в рамках Содружества.

Убежден и в другом: все это станет возможным, заработает на благо людей и народов только в условиях действительных гарантий экономических прав и свобод личности, их безусловной защиты в законе и на практике.

Четвертое. С полной ответственностью и знанием дела относительно целостной системы военно-стратегической безопасности страны могу сказать, что малейшие попытки дезинтегрировать эту систему чреваты бедой международного масштаба.

С точки зрения утверждения реального суверенитета членов Содружества делить эту сложнейшую и крайне дорогостоящую систему нет никакой необходимости. Договаривающиеся стороны могли бы определить безотлагательно структуры единого контроля и главнокомандования стратегическими силами, включая все основные военно-технические и научно-оборонные компоненты. Коллективное командование - это абсурд. Коллективным может быть контроль за состоянием и содержанием вооруженных сил и за проведением согласованной военной политики.

Совместного решения требует и проблема реформирования и сокращения армии. Это теперь - крупнейшая социальная проблема. Одновременно, это проблема политической безопасности на территории всей страны, которой пока принадлежат испокон века единые вооруженные силы.

Пятое. Самостоятельная, суверенная деятельность каждого члена Содружества на мировой арене правомерна. Но если есть Содружество, а это политическое образование, то должно быть и его политическое представительство в мировом сообществе. По типу, скажем, Европейского Сообщества, которое является субъектом международного права. Отказывать в таком статусе Содружеству нельзя еще и потому, что от СССР оно унаследует статус ядеряой сверхдержавы. От такого наследства так просто не избавиться. Иначе произойдет срыв международного доверия, будет нарушен Договор о нераспространении ядерного оружия, который все суверенные члены Содружества вроде бы обязались подтвердить.

Я не представляю себе, как можно сохранить общую стратегическую оборону без минимума общей внешней политики.

Самое разумное было бы иметь структуру по делам внешних сношений, приспособив ее к нуждам и принципам Содружества. включая и вопрос о членстве в Совете Безопасности ООН.

Подписи Союза стоят под важнейшими документами эпохи - Декларациями и Договорами. Остаются действующими 15000 внешнеэкономических соглашений. Просто это все перечеркнуть - значило бы с первых шагов нанести ущерб международному престижу Содружества и его реальным интересам.

Так же как все члены Содружества, очевидно, подтвердят свою приверженность принципам современной демократии (свободные выборы, разделение властей, политический, идейный, религиозный плюрализм, правовое государство, гражданское общество, права человека), они должны воспринять и внешнеполитический курс, построенный на новом мышлении. Он получил признание во всем цивилизованном мире.

Шестое. Будет нанесен невосполнимый урон духовному развитию всех народов, если уже сейчас члены Содружества не договорятся о координации (и о ее органах) в области науки и культуры, языка межнационального общения, охраны памятников, об источниках содержания музеев, мирового класса театров, библиотек, архивов, крупнейших институтов, лабораторий, обсерваторий и т. п.

Седьмое. О процедуре правопреемства. Начинать новую эпоху в истории страны надо с достоинством, с соблюдением норм легитимности. Одной из причин исторических несчастий наших народов являются как раз грубые разрывы, разрушительные перевороты, захватные методы в ходе общественного развития.

И есть предпосылки, есть и опыт, чтобы действовать в рамках демократических правил.

Поэтому я предложил бы после ратификации документа о Содружестве и обмена ратификационными грамотами провести заключительное заседание Верховного Совета СССР, который принял бы свое постановление о прекращении существования Советского Союза и передаче всех его законных прав и обязательств Содружеству Европейских и Азиатских Государств.

Таковы мои самые общие соображения. Они продиктованы ответственностью за конечный успех великого дела, начатого в 1985 году.

М. ГОРБАЧЕВ.

18.XII.91 г.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

СКОЛЬКО
ПРАВИТЕЛЬСТВ
ПОТРЕБУЕТСЯ РЕФОРМЕ

Краткий визит в Москву известного польского реформатора вице-премьера и министра финансов Лешека Бальцеровича завершился пресс-конференцией, в которой участвовал и российский коллега польского гостя Егор Гайдар.

В ходе визита обсуждались проблемы торговли, поставок, платежей по задолженности, прямых связей предприятий двух государств. Но не меньше времени занял "обмен опытом" шоковой терапии, который в Польше можно занимать в огромных количествах и на "беспроцентной" основе. Эта тема настолько заинтересовала Президента Ельцина, вызвала у него столько вопросов к польскому министру финансов, что журналистам пришлось ждать в пресс-центре лишних сорок минут, чтобы задать свои вопросы.

Любое первое посткоммунистическое правительство находится в очень сложном положении. Завышенные ожидания общества, желающего немедленно вкушать материальные плоды освобождения от тоталитаризма, делают политику жестких экономических мер по финансовой стабилизации и оздоровлению экономики весьма уязвимой в глазах общественного мнения. Не всякому кабинету в подобной ситуации удается пережить им же начатые реформы.

Сколько правительств потребуется, чтобы провести реформу в России? Что можно об этом сказать, исходя из польского опыта шоковой терапии? Этот вопрос "Известий" воодушевил Лешека Бальцеровича на достаточно пространный ответ. В каждой программе выхода из тоталитарной экономики, сказал он, есть два этапа. Первый - это стабилизация рынка, устранение дефицитов, ослабление инфляции. В этот же период осуществляется восстановление покупательной способности национальной валюты, включая текущую конвертируемость. Всего этого можно добиться даже не в приватизированной экономике со значительной долей государственной собственности и даже при таких неизбежных издержках, как падение производства, рост цен, замена скрытой безработицы открытой. Главным шагом в этот период является либерализация цен, без которой, считает Бальцерович, нечего и думать об успехе реформы.

На первый этап требуется около года, и в Польше его удалось осуществить одному правительству. Произошедшая смена кабинета, по мнению Бальцеровича, была вызвана политическим календарем, а не явилась результатом развития событий в экономике. Вообще же реформа и реформаторы, заметил польский вице-премьер, очень зависят от политического календаря, от сроков выборов и других факторов неэкономического ряда.

Но самое сложное наступает на втором этапе, который должен видоизменить саму экономику. Для укрепления денег и их стабильности нужен уже конкурентный рынок, более или менее широко осуществленная приватизация, а на это требуются годы и годы. И опасность заключается в том, что успех первого этапа - быстрое наполнение прилавков после освобождения цен, резкое снижение инфляции - настраивает людей на столь же быстрое продвижение вперед. Сколько правительств для этого понадобится? Это будет зависеть от самого кабинета и способности реализовать намеченное, ну и от политического календаря, конечно же, тоже. Полагаю, что нынешнее правительство России переживет начатую им реформу. В каком-то смысле ему даже легче, чем было в свое время польскому, так как влияние профсоюзов здесь еще не столь значительно в отличие от влияния администрации предприятий, которое все еще остается сильным. А сильные профсоюзы при слабой экономике -. весьма опасная расстановка.

Егор Гайдар, отвечая на вопросы в свой адрес, сказал, что Борис Ельцин, несмотря на известную критику, остается верным принятым им решениям и, в частности, решению возглавить правительство. Российский вице-премьер рассказал также о пакете документов по внешнеэкономическому регулированию, рассмотренному правительством. Суть их в том, что предприятия перерабатывающих отраслей получают практически полную свободу действий: освобождаются от налога на экспорт, могут распоряжаться вырученной валютой в полном объеме и по своему усмотрению.

На пресс-конференции вспомнилось известное выражение Лешека Бальцеровича относительно трудностей переходного периода. Он сказал, что превращение свободной экономики в тоталитарную подобно превращению аквариума с золотыми рыбками в уху. Задача неблагородная, но вполне разрешимая. Возвращение от экономического тоталитаризма в рынок не легче, чем превращение ухи в аквариум с золотыми рыбками. Что ж, вернемся к нашей ухе и попытаемся добыть из нее золотых рыбок.

М. БЕРГЕР.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

Верховный Совет СССР признает политические реалии

Известные решения российского парламента в отношении парламента союзного стали мощным стимулом для усиления развернувшихся в последние дни в Верховном Совете СССР дебатов по поводу будущего высшей представительной власти переставшего существовать государства.

Особенно остро пошел разговор 17 декабря в Совете Союза, где вновь, едва ли не с прежней силой, зазвучали забытые, казалось, голоса Алксниса, Когана, Петрушенко, Сухова. Однако один существенный нюанс заранее обрек на безуспешность все попытки противников соглашений об СНГ выразить свой протест официально. После ухода из нижней палаты союзного парламента депутатов от РСФСР там стало невозможно собрать кворум и, следовательно, выпустить в свет какой-либо полноценный политический документ.

Тем не менее члены Совета Союза приняли в итоге дискуссии заявление, которое, учитывая остроту дебатов, вполне можно назвать признанием политических реалий. В этом заявлении выражается надежда на то, что главной задачей парламентов, глав и правительств независимых государств, принимающих на себя всю полноту ответственности за настоящее и будущее всех народов на территории СССР, является обеспечение приемлемых условий жизни, гражданских свобод и безопасности людей. Вместе с тем в документе предлагается всем парламентам и глазам независимых государств при создании Содружества руководствоваться решениями внеочередного Съезда народных депутатов СССР, решения о преждевременной ликвидации общегосударственных органов власти и управления объявлены незаконными и не отвечающими жизненным интересам народов. В заявлении также выражается убеждение в необходимости продолжения деятельности союзного парламента, а вся ответственность за неуправляемое развитие событий и за вероятное осложнение положения внутри страны и международной обстановки в процессе создания СНГ возлагается на глав государств и парламенты членов Содружества. "В случае дальнейшего осложнения обстановки в стране, - говорится в заявлении, - народные депутаты СССР оставляют за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР".

Еще более реальная оценка сложившейся политической ситуации прозвучала в принятом 18 декабря заявлении Совета Республик. Хотя, казалось, именно в верхней палате наиболее ярко проявилось неприятие демарша российского парламента. Но, судя по всему, руководители Казахстана и государств Средней Азии дали своим депутациям указания не идти в канун алма-атинской встречи на конфронтацию с Россией. В итоге, в принятом заявлении соглашение об СНГ оценено как реальная гарантия выхода из острейшего политического, экономического кризиса. По поводу же судьбы самого союзного парламента указывается лишь, что она должна решаться только на правовой основе.

Вопреки опасениям, "смена караула" в Кремле никак не отразилась на деятельности Верховного Совета СССР. Объявлено, что 24 декабря состоится пленарное заседание. Есть все основания полагать, что оно-то и станет последним.

С. ЧУГАЕВ.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 19 декабря 1991 г. * № 301 (23567)

Алмазные короли отметают подозрения

... (начало заметки за пределами газетной вырезки - В.Г.)

В самом конце этой пресс-конференции, когда стало ясно, что журналисты выдохлись, а их попытки загнать собеседников в угол так ни к чему и не привели, укором устроителям прозвучал последний вопрос: почему вы не встретились с нами год-полтора назад, когда кампания против сделки с "Де Бирс" еще только начиналась? Положим, сейчас вы сняли многие, если не все вопросы, но почему только сейчас?

Из ответа следовало, что и тот упрек придется переадресовать самим себе. Год назад провести такую встречу с журналистами было невозможно - власти в Москве и в мыслях не допускали сделать достоянием гласности факт, что Советский Союз более 30 лет поддерживает активные партнерские отношения с южноафриканской фирмой "Де Бирс". Впрочем, дело не только в боязни разоблачения сотрудничества с ЮАР - все, что касалось алмазов, в нашей стране являлось одним из высших государственных секретов.

Напомним читателям драматургию вдруг разыгравшегося скандала. В июле 1990 года объединение "Главалмаззолото" заключило с фирмой "Де Бирс" сделку о продаже в течение пяти лет якутских алмазов. В самой сделке не было ничего нового. Известно, что главными поставщиками алмазов являются всего семь стран, и Россия среди них - одна из крупнейших. На долю этой "семерки" приходится 80 процентов всех добываемых в мире алмазов, и все они по своему свободному выбору предпочитают сбывать их через "Де Бирс". Для наших специалистов ни сама сделка, ни условия, на которых она была заключена, не составляли никаких тайн или неожиданностей. Но не для широкой публики, включая парламентариев или журналистов.

Утверждение, что СССР, оказывается, десятилетиями продает свои алмазы через южноафриканскую фирму и продает их чуть ли не по бросовым ценам (на 10-30% ниже мировых), причем продает сырье, вместо того чтобы торговать бриллиантами, больно уязвило наше самолюбие. В российском парламенте и в печати с обидой заговорили о том, что и здесь мы превращаемся в сырьевой придаток капиталистической алмазной империи, требовали расторжения кабальной сделки и самостоятельного выхода России на мировой алмазный рынок. Б. Ельцин, продолжая войну с Центром, потребовал от своего парламента права вето на международные торговые сделки, заключенные союзными ведомствами. До расторжения сделки дело не дошло, но серьезные сомнения посеяны, а посему в комитете по внешнеэкономическим связям была создана комиссия, которой поручено изучить существо дела. Послушаем аргументы руководства "Де Бирс", которое, не скрывая обеспокоенности таким развитием событий, направило в эти дни в Москву представительную делегацию во главе с Гарри Ралфом, одним из директоров фирмы. Кстати, с недавних пор "Де Бирс" поменяла "гражданство" - теперь это не южноафриканская, а швейцарская фирма.

Рынок алмазов, как и всякий другой бизнес, подвержен влиянию мировых экономических веяний. Политикой "Де Бирс", прежде всего ее Центральной сбытовой организации, размещенной в Лондоне, является уравнивание спроса и предложения на протяжении принятого на Западе экономического цикла, то есть 5-6 лет. Этим и объясняются сроки заключаемых сделок. Задача - все время сохранять рынок здоровым, не допуская ни бумов, ни спадов, какие наблюдаются, например, в конкурентной торговле золотом. Для стран-поставщиков стабильность, твердо гарантированная выручка и есть главный побудительный мотив к сотрудничеству с "Де Бирс".

Практически все добываемые в мире алмазы сначала поступают на Центральную сбытовую организацию в Лондоне, где они оцениваются по 5 тысячам категорий - в зависимости от формы, цвета, качества и размера. Отсортировать и оценить около 500 миллионов камней в год - дело непростое и недешевое. Пока алмазы не проданы, независимые специалисты, назначаемые страной-поставщиком, согласовывают со специалистами "Де Бирс" их стоимость, причем каждого камня или группы камней в отдельности. Мы - не исключение: в Лондонском торгпредстве постоянно проживает команда из шести человек, которым, в случае нужды, из Москвы время от времени посылают подмогу.

В вашем общественном сознании, говорилось на пресс-конференции, сумели утвердить представление, что как только алмазы покидают Россию, то они полностью уходят из-под вашего контроля и дальше уже "Де Бирс" наживается, как хочет. Но это небылица. Алмазы остаются вашей собственностью, под вашей печатью до того момента, пока с вашими специалистами окончательно не будет согласована цена и поступит от нас оплата в долларах. И только после этого "Де Бирс" перепродает их для огранки в Антверпен, Индию, Израиль, Нью-Йорк и другие менее знаменитые гранильные центры.

Впрочем, значительную часть гранят и в нашей стране - в Москве, Киеве, Смоленске, а получаемые бриллианты фирма "Русалмаз" сама уже продает во всем мире. Но если бы победили настроения расторгнуть контракт с "Де Бирс", если бы, презрев правила игры, мы решились выбросить на мировой рынок все свои алмазы - это привело бы к хаосу и невосполнимым утратам по всей цепочке, отчего неизбежно пострадали бы миллионы людей, занятых в добыче, обработке и торговле алмазами.

Журналисты попытались было все же отыскать суммы, на которых должен (как же без этого?) наживаться "Де Бирс". Известно, например, что после огранки стоимость алмазов удваивается, - выходит, поставщик сырья в убытке? Да, но известно также, что и вес после огранки резко уменьшается, а именно по весу алмазы и оцениваются. Второе подозрение - зачем берется 10-процентная маржа? Не здесь ли источник сверхдоходов для "Де Бирс"? Но и оно было развеяно, когда было сообщено о расходах: в будущем году, например, на маркетинг и рекламу будет истрачено 160 миллионов долларов, плюс огромные суммы уходят на оплату складов, где для поддержания баланса на рынке ежегодно хранится товар на сумму не менее 2 миллиардов долларов.

Возвращаясь к кривотолкам вокруг сделки, Гарри Ралф привел и другие аргументы в его пользу. Соглашение, заключенное в июле 1990 года, включает и пятилетнее соглашение по сбыту, дающее России доход примерно в миллиард долларов в год. Причем доход надежный, не зависящий от рыночных колебаний. А также аванс в один миллиард долларов на развитие российской алмазной промышленности.

- Мы очень горды, что, являясь лишь частной компанией, мы согласились инвестировать в будущее России больше любой другой фирмы, причем это было всего 18 месяцев назад, когда у многих уже имелись сомнения в отношении кредитоспособности вашей страны. Такого типа ссуда вполне сравнима с финансовой помощью целых государств. И мы это сделали, к тому же безо всякой правительственной гарантии.

На вопрос, удалось ли убедить российских депутатов и членов Комитета по внешнеэкономическим связям в выгодах партнерства с "Де Бирс", директор фирмы ответил дипломатично:

- Они были очень вежливы, поблагодарили за информацию и сейчас, думаю, понимают в этом деле больше, чем до встречи с нами. А что касается выводов и решений...

И директор неопределенно развел руками.

Н. БОДНАРУК.


Кому - кризис, а кому - карт-бланш

Сайт управляется системой uCoz