Информационно-поведенческая концепция человека
1. Человек - часть природного мира и часть мира людей. Природный мир материален - существует сам по себе, независимо от того, как человек представляет его себе. Материальный мир наблюдается человеком, воспринимается через ощущения.
2. Человека мы понимаем как живое существо, обладающее сознанием, а не как сознание (душу). Человек есть воспроизводящийся биологический вид, популяция, состоящая из отдельных особей - индивидов.
3. Объективной основой для понимания человека мы выбираем воспроизводство человеческой общности (вида и любой его части). Человек рассматривается с позиций воспроизводства общности.
4. Человек является живым существом. Он подобен животным, но отличается от них высокоразвитым сознанием. Одна из мысленных моделей человека - чрезвычайно умное животное.
5. Существование человеческой особи есть непрерывный процесс жизнедеятельности. Человек постоянно дышит, ест, взаимодействует с окружающим миром. Это взаимодействие происходит в рамках жизненного цикла индивида, его биологического и психического развития от беспомощности к дееспособности, а затем движения от зрелости к увяданию. Жизнедеятельность как целое не допускает перерывов.
6. У каждого человека объективно есть в мире один исключительный объект - сам этот человек. Разрушение этого объекта означает для человека прекращение существования, переход в небытие, исчезновение для него мира. Ценность самого себя объективно сопоставима для индивида с ценностью всего остального мира.
7. Человек-индивид как объект рассмотрения требует особого подхода, отличного от рассмотрения каких-либо других объектов мира. Индивид - единственный объект, подобный самому рассматривающему субъекту (автору данного текста и читателям, буде таковые найдутся). Возникает противоречие: подобно мне другой человек равен миру, а в наблюдаемой реальности он всего лишь одно из живых существ.
Особость подхода к индивиду можно почувствовать, если представить себе ситуацию гибели рода человеческого, перспективу остаться на земле одному, вдвоем, вдесятером.
Но есть еще сопоставление индивида и человеческой общности. Вопреки личным самоощущениям индивида приходится признать, что он не вполне сопоставим с общностью людей, что общность (как и мир в целом) есть абсолютная объективная ценность для человека, а сам он - лишь одна из особей.
Понадобились тысячелетия исторического развития, чтобы эта противоречивая логика, эта ценностная исключительность человека воплотилась в провозглашаемый от имени человечества запрет относиться к человеку как к вещи или животному, в идеи равенства прав и запрета рабства.
1. Индивид автономен, он взаимодействует с другими людьми и окружающим миром посредством поведения. Поведение - это всякое объективное проявление человека, включая бездействие. Помыслы, не повлекшие за собой поведения, не являются по нашему определению поведением.
2. Поведение является реакцией индивида на внешние и внутренние обстоятельства. Эти обстоятельства явлены индивиду через ощущения. Но сиюминутные ощущения мало что говорят о реальности, сознание накапливает их в памяти и строит представления - картины, образы, мысленные модели. Представления подвижны, отражаются сами в себе, возникают, видоизменяются и разрушаются.
3. Представления могут сопоставляться с ощущаемой реальностью. В представлениях сознание выстраивает более или менее связную, целостную картину окружающей реальности, взаимосвязи явлений, причинности происходящего. Разум - это присущая сознанию человека способность формировать упорядоченные представления.
4. Представления индивида в своем первозданном виде недоступны другим людям, то есть, субъективны. Более того, даже собственный разум человека не может контролировать представления во всем их объеме и изменчивости. Однако благодаря разуму представления могут быть формализованы и в таком виде сообщены другим людям с большей или меньшей точностью. Что и происходит в человеческой общности. Таким образом, представления человека формируются на основе не только собственных ощущений, но и материала, получаемого от общности.
5. Поведение человека является реакцией не столько на обстоятельства, сколько на представления о них. Если человек не ведает об изменении обстоятельств, то он не отреагирует на изменение, и наоборот, если он уверен, что обстоятельства изменились, то отреагирует, пусть даже в реальности изменений не происходило. То есть, поведение определяется не реальными обстоятельствами, а индивидуальными представлениями.
6. Знания - это представления, принимаемые человеком в качестве истинных, в частности, для обоснования выбора варианта поведения. Неистинные представления тоже нужны индивидуальному сознанию: как материал для формирования представлений, претендующих на истинность, для сопоставления и обоснования истинности, для восполнения разрыва между первозданными и формализованными представлениями в процессе общения и т.п..
7. Знания и другие формализованные представления воспроизводятся (накапливаются и поддерживаются) из поколения в поколение человеческой общностью. Возможности выбора поведения индивида определяются не только его физическими способностями, бытовыми умениями и трудовыми навыками, но также имеющимися у него представлениями, которые по большей части заимствуются у общности и творчески усваиваются индивидуальным сознанием.
8. Не всегда поведение осознается и контролируется сознанием. Но любое поведение имеет по определению объективные последствия. В ситуациях, когда последствия важны для человека, он стремится управлять своим поведением.
9. Человек живет в двух мирах - мире представлений и мире реальных обстоятельств, существующих вне его сознания. Подарки и удары судьбы он получает не только в своем воображении, но и вполне натурально. Расхождение между представлениями и реальностью приводит к неожиданным последствиям поведения (чаще почему-то неожиданным ударам). То есть, возникают ошибки поведения, что понуждает людей пересматривать свои представления о мире. Если ошибки имеют массовый характер то происходит корректировка общих представлений на основе совместного стихийного или организованного поиска.
1. Организм и сознание человека адаптируются (приспосабливаются) к внешним условиям. Человек привыкает к обычным обстоятельствам. Чувствительность ощущений - зрения, слуха, обоняния - подстраивается под типичный уровень. Аналогично происходит подстройка эмоциональной чувствительности человека под типичный диапазон его внешних обстоятельств. Ощущения, ставшие привычными, теряют важность, а отличающиеся от привычных, напротив, обращают на себя внимание субъекта. Все познается в сравнении. Обстоятельства воспринимаются субъектом не сами по себе, а относительно некоей сформировавшейся нормы, точки отсчета, начала координат. Субъективное начало координат подвижно, оно следует за изменениями привычного состояния. Поэтому и субъективная оценка одинаковых обстоятельств не является неизменной.
2. Человек может осознанно выбирать начало координат для оценки обстоятельств и поступков в диапазоне своей памяти и представлений. Одни и те же обстоятельства получают у него при этом различную оценку. Это не противоречит однозначной логике, ибо оценка всегда относительна. Влияя на представления человека, можно изменить точку отсчета и, соответственно, оценку.
3. Если индивиды имеют сходные, общие привычные условия и пространство общения, то у них начала координат восприятия мира близки, что позволяет им иметь сходные оценки одинаковых обстоятельств. Возникает общий интуитивный контекст. Это кардинально упрощает взаимодействие, согласование поведения в человеческой общности. Начало координат в общепринятых представлениях может быть объективным, если оно привязано к обстоятельствам, не зависящим от сознания человека.
4. Среди обстоятельств, принимаемых в расчет индивидом при выборе варианта поведения, едва ли не самую важную роль играют другие индивиды с их поведением. Другой индивид сам является субъектом поведения, поэтому чтобы предвидеть его действия по отношению ко мне, я должен проникнуть в его представления о ситуации. Субъект полагается на свои "представления о представлениях другого", корректируя их по мере взаимодействия, но аналогично может действовать и вторая сторона. В этой связи можно говорить об исключительности индивида в плане понимания и предсказания его поведения - прогностической или когнитивной исключительности.
5. Прогностическая исключительность, по меньшей мере, усложняет взаимодействие людей в общности, порождает неустойчивость. В реальной жизни это может приводить к опасным последствиям - неоправданному превентивному насилию (как в рассказе А.П.Чехова "Пересолил"). Преодоление этой опасности достигается путем развития и воспроизводства таких представлений о мире, которые вносят во взаимоотношения людей ролевую предопределенность.
6. Поведение индивида существенно зависит от того, что сам он думает о себе, других людях и людях вообще. В данном случае речь идет о феномене собственного сознания, непосредственно доступном только субъекту. Представления о человеке обладают обратным действием на индивида в плане его поведения. Поведенческий опыт индивида, в свою очередь, влияет на его представления о человеке. Возникает порочный круг: если начало координат в представлениях о человеке не фиксировано (религией, идеологией), то оно падает сколь угодно низко.
7. Принятые человеческой общностью универсальные представления о мире (мировоззрение) определяют поведение человека и непосредственно, как всякое знание, и через более конкретные индивидуальные представления, которые складываются под влиянием мировоззрения и в увязке с ним. Мировоззрение обладает обратным действием на общность.
1. Сознание человека не сводится к тому, что он может выразить словами или иным способом. Представления также не сводятся лишь к рациональным. Рациональные представления удобны для фиксации, передачи другим индивидам, сопоставления между собой и с реальностью, проверки связности, конструирования новых связных представлений.
2. Рациональные представления претендуют на однозначность понимания. К ним применимо понятие истинности. Рациональное предсказуемо, поддается алгоритмизации, может быть реализовано компьютерной программой.
3. Иррациональные представления - все пространство сознания, неподконтрольное или не полностью подконтрольное разуму. Иррациональное проявляется, например, в эмоциях, переживаниях, алогичных ассоциациях. Разум пытается выхватить какие-то моменты, точки этого пространства, но контролировать иррациональные представления в целом он не в состоянии.
4. Объективные обстоятельства приучают человека полагаться на разум, подчинять ему поведение, чтобы достичь желаемых последствий. Вкупе с возможностью обмениваться представлениями это дает человеческой общности огромные возможности. Однако разум начинает необоснованно претендовать на полномочное представительство от имени всего сознания человека.
5. Иррациональная сторона человека влияет на поведение, взаимодействуя с разумом. В нашем понимании обязанности распределены следующим образом: иррациональность допускается при выдвижении желаний и назначении приоритетов, а разум взвешивает последствия и ищет подходящий вариант поведения.
1. Сущность рынка и рационального экономического поведения чаще всего начинают объяснять с того, что предлагают считать мысленной моделью взаимодействия между индивидами обмен в форме добровольной сделки. Человек приобретает желаемое, взамен отдавая то, что может отдать. Всему обмениваемому приписывается универсальная соизмеримость, выражаемая в деньгах. Все дотоле не обмениваемое либо переводится в обмениваемое посредством изящных рассуждений, либо объявляется несущественным. Мы предлагаем использовать другую модель взаимоотношений - управление.
2. Управление - это целенаправленное воздействие посредством сигналов, воспринимаемых объектом управления, и влияющих на его поведение. Нас интересует управление не в технике, а в человеческой общности, где объектом управления является человек или группа людей, а управляющий субъект - человек или управляющий орган.
3. Управление представляет собой информационное взаимодействие, то есть, низкоэнергетическое, не силовое, не технологическое. Управление понимается не как разовый акт, а как более или менее продолжительный процесс. Управлением является не всякое информационное взаимодействие между людьми, а лишь такое, где ситуацией предопределено разделение ролей управляющего и управляемого.
4. Цель управления задана извне или выдвигается самим управляющим субъектом.
5. При взгляде снаружи субъект и объект управления часто представляют собой целостность: движущийся автомобиль с водителем, оркестр с дирижером, предприятие с управляющими, страна с правительством. При таком рассмотрении управляющий субъект вместе с управляемым объектом составляют самоуправляемую систему.
6. Самоуправление не обязательно должно охватывать все стороны поведения системы. Некоторые аспекты могут находиться под управлением извне или вообще не регулироваться на уровне данной системы. Всегда существуют также объективные границы возможного поведения системы.
7. Индивид объективно представляет собой самоуправляемую систему.
8. Самоуправление - это управление собственным поведением, выбор из возможных вариантов действий одного, наиболее предпочтительного в плане последствий по отношению к заданной цели. Предполагается, что разум способен сформулировать возможные варианты действий, предвидеть последствия каждого варианта, сопоставить последствия вариантов с целью, а также между собой и, наконец, отобрать наиболее приемлемый вариант.
9. В реальной жизни имеют место одновременно множество целей разной значимости, различные ограничения, неизвестные и непредвиденные обстоятельства. Не слишком ли многого мы требуем от разума? Нет, поскольку в большинстве случаев человек располагает некоторым множеством типовых решений, как собственных, так и заимствованных у других. Для сложных и важных проблем создается научный и методологический инструментарий. Ошибки случаются, но возможен контроль и корректировка поведения, хотя бы в следующем подобном эпизоде, с учетом предыдущего опыта
10. Самоуправление представляется нам естественной формой рационального поведения человека. Самоуправление суть "умственное поведение". Все отклонения от рациональности воспринимаются как огрехи, ошибки, нежелательные эксцессы и должны изживаться в процессе самоконтроля и накопления знаний. В противном случае человек приходит к непредсказуемости результатов поведения и теряет ориентировку в мире
11. Индивид (и только он) объективно обладает способностью выдвижения цели - целеполагания. Целеполагание не может быть сведено к рациональному выбору, то есть, по большому счету - иррационально, непредсказуемо. Самоуправление с целеполаганием будем называть полноценным. Полноценное самоуправление не обязательно всеобъемлюще и всегда ограничено объективными обстоятельствами.
12. Выдвижение высших целей человека понимается нами как иррациональный процесс, в котором участвует иррациональный феномен сознания - воля. Это природный, биологически обусловленный механизм, рационально непостижимый, непредсказуемый, противостоящий диктату, который не дает человеку успокоиться, смириться, свыкнуться с обстоятельствами, придает индивидуальный смысл существованию человека. Можно предположить, что воля воплощает природное предназначение человека - жить и продолжать жизнь. Наряду с упоминавшимися выше ценностной и прогностической исключительностью индивида иррациональность высших целей побуждает нас сформулировать следующую этико-методологическую аксиому: мир относительно прост, а человек принципиально сложен.
13. Человек в аспекте поведения представляет собой не машину для рационального выбора наиболее выгодного варианта обмена, а субъект, осуществляющий управление поведением относительно заданной цели, способный к самостоятельному выдвижению целей и изменению их приоритетов.
14. Постулат о стремлении индивида к выгоде объявляет верной только одну цель, а все прочие мотивы - блажью. Напротив, модель, основанная на самоуправлении индивида, оставляет за субъектом право на иррациональное выдвижение цели (в реальности - на установление приоритетов во множестве целей). Принципы общественного устройства, вытекающие из этих двух подходов к пониманию человека, существенно различны.
15. Для экономического поведения рациональной целью провозглашается одномерная индивидуальная выгода. Цель самоуправляемого индивида представляется иначе - как достижение желаемого состояния (положения) индивида среди внешних обстоятельств, включая желательные изменения самих этих обстоятельств. Притом и состояние, и изменения могут пониматься не только как конечная точка, но и как движение в соответствующем направлении.
16. Нетрудно заметить, что в современном мире выгода сверх индивидуального потребления конвертируется именно в желаемое положение, в то время как пространство целей индивида искусственно сужено до понятий потребление и прибыль. Богатые устраивают свою жизнь по модели индивидуального самоуправления, а прочим через навязанные представления о человеческой сущности предписано предлагать себя на продажу, ориентируясь на "рыночный" спрос. Такое общественное устройство мы должны считать царством общечеловеческой свободы, такие представления о мире - адекватными.
1. Человеческая общность - множество индивидов, объединенных какими-либо возможностями взаимодействия. Общностью является человечество, страна, трудовой коллектив, семья.
Взаимодействие самоуправляемых индивидов невозможно без правил предопределенности поведения. В общности естественно возникают родоплеменные отношения и силовая иерархия, которые воспроизводятся, развиваясь исторически до продвинутых государственных институтов и идеологий.
2. Общественное производство и разделение труда делают необходимым совместное управление поведением.
3. Самоуправляемый индивид сталкивается с двумя типами внешних обстоятельств - объективные (природа) и субъективные (чужое самоуправление). В отношении объективных обстоятельств есть два подхода: приспосабливаться к ним, принимая их такими, как есть, или пытаться как-то воздействовать на них, чтобы изменить к своей пользе.
4. Для взаимодействия с другими людьми оба эти подхода не годятся. Так, другая взаимодействующая сторона может расценить приспосабливание как сигнал к свободе действий и изменить свое поведение в нежелательную сторону. Применять к человеку технологическое воздействие (насилие) - тоже не выход. Это может быть воспринято другими субъектами как универсальное типовое решение, что приведет к эскалации насилия.
5. Выходом является создание между взаимодействующими субъектами искусственных обстоятельств, не зависящих от воли каждого субъекта - общественных правил. Общественные правила - это воспроизводящиеся обычаи, представления и поведенческие стереотипы, обеспечивающие устойчивость взаимодействий членов общности за счет ролевой предопределенности отношений и взаимной предсказуемости поведения. Общественные правилами являются, в частности, идеологии, религии, государственно-правовые институты, культура.
6. Общественные правила могут обеспечивать:
7. Общественные правила поначалу складываются стихийно, проходят естественный отбор в истории человеческих общностей.
8. Общественные правила не все явно ощутимы, но их действие становится заметным, когда их пытаются нарушить, или они по каким-либо причинам перестают действовать.
1. Тезис: "Бытие определяет сознание" можно истолковать в информационно-поведенческой терминологии следующим образом.
2. Непреложным фактором, связывающим сознание индивида с его бытием, можно считать только укорененность в сознании необходимых жизненных навыков.
3. Иррациональный компонент - образный контекст окружающих обстоятельств - определялся в значительной мере спецификой общественных правил. В настоящее время рекламная индустрия и массовая культура создает плотный суррогатный образный фон, вытесняющий из сознания человека контекст окружающей реальности и межличностного общения.
4. Рациональная способность индивида к самоуправлению зависит не столько от сиюминутного бытия индивида, сколько от обусловленной общественным строем доступности образования, возможности выбрать жизненный путь и получать актуальную для самоуправления информацию.
1. Утверждение, что история, предшествующая капитализму XIX века, была историей борьбы классов, - неточно. На самом деле то была история классового господства, а сопротивление угнетенного класса носило столь же эпизодический характер, как и межклассовые столкновения разных господствующих классов.
2. Стихийно возникшие общественные правила, основанные на общем страхе перед неведомым и на родовой иерархии силы и опытности, по мере роста производительности труда перешли в воспроизводящееся групповое господство. Эволюция классового господства очень продвинула человечество по части производительных сил.
3. На определенном этапе самопознания люди понимают, что господство меньшинства не является вековечной необходимостью. Впрочем, дерзкие еще не знают, какими должны быть общественные отношения, чтобы не скатиться снова к системе господства.
Информационно-поведенческая концепция человека