Оглавление сайта
Публицистика Оглавление

Василий Грозин

Беседы с воображаемым честным журналистом

Информация общественного пользования

Предыдущая Оглавление Следующая

25.
Разум смотрится в зеркало

Честный журналист:  Здравствуйте, Василий. В конце прошлой нашей встречи вы предложили побеседовать о понимании человека. Надо ли говорить, что это - вечная тема? И как же мы к ней подступимся?

Грозин:  Давайте без предисловий и вступительных рассуждений, товарищ Честный.

Честный:  Попробуйте, только не знаю, получится ли без вступительных рассуждений.

Грозин:  Вступительными рассуждениями, если угодно, можете считать наши прежние диалоги. Итак, человек в самом общем случае предстаёт перед нами как наш сородич, как живое существо, подобное нам.

Нет нужды объяснять, насколько каждый человек связан с другими людьми на разных этапах жизни, насколько зависим от поведения других. А поведение человека определяется не только биологическими процессами в организме, но, зачастую в большей мере, тем, как он представляет себе ситуацию, какие цели ставит и т. д.

Каждый человек состоит, если можно так выразиться, из двух непременных частей:

Такое укрупнённое представление о человеке изображено у нас схематически под номером нуль (0).

Честный:  В детском стишке упоминаются другие части: точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик, палка, палка... огуречик, - вот и вышел человечек.

Грозин:  Все части тела имеют для человека своё значение. Но для нас важно, что они образуют целостный организм, который должен определённым образом функционировать, покуда человек жив. А помимо организма (плоти) есть ещё нечто, называемое сознанием.

Честный:  Это не ново, Василий.

Грозин:  И хорошо, что не ново. Это традиционное представление, можно сказать, общепринятое, притом современному научному взгляду на человека оно вполне соответствует.

Честный:  А что нам даёт такое укрупнённое понимание человека?

Грозин:  Мы можем, обходясь общеизвестными представлениями об организме и сознании, моделировать человека в своей голове, мысленно. Так, мы можем предвидеть, чем обернётся для организма та или иная обстановка. Знаем, какие факторы благоприятны, а какие неблагоприятны (с учётом их сочетаний и пропорций). Нам известны примерные границы внешних условий, в которых человек способен выжить. Известны граничные потребности организма, физические возможности.

Понимая, как сознание руководит поведением человека, мы предвидим поведение людей, их реагирование на те или иные обстоятельства и на наши обращения к ним. Вот, собственно, и всё.

Честный:  Действительно, просто у вас получается: два кружка на схеме, два абзаца текста и, пожалуйста, готова мысленная модель человека. Откуда же все сложности, которые мы наблюдаем в жизни?

Грозин:  Что ещё за сложности, уважаемый Честный? Если вы имеете в виду поведение людей, то в огромном большинстве случаев мы наблюдаем не сложности, а вполне понятные проявления. Скажем больше:

современный мир людей держится на довольно надёжной упорядоченности и взаимопредсказуемости поведения индивидов.

Сложности возникают, конечно, но они практически всегда познаваемы и преодолимы.

Честный:  Слишком упрощённо у нас получается, товарищ Василий. Если эту вашу мысленную модель приложить к нынешней действительности, то выйти должно всеобщее согласие и благодать. А выходит нечто совсем другое, даже если не считать кровопролитных вооружённых конфликтов, терроризма и преступлений.

Грозин:  Да. Мы давно уже говорим с вами о недружественности и обмане. Однако не спешите, дружище. Нам нужно сначала уяснить некоторые не совсем простые вещи, чтобы в более простых и очевидных не позволять себя запутать. Прежде всего, необходимо понять, какое место в нашей мысленной модели человека занимает разум.

Честный:  Это смотря какой человек. У кого-то разум на первом месте, у кого-то - чувства. Люди-то разные.

Грозин:  Нет, товарищ Честный. Общее для всех людей отличительное свойство, поставившее человеческий род выше прочих живых существ - это ведущая роль разума в сознании.

Честный:  Зачем же тогда на нашем рисунке приведены кроме схем 1а и 1б ещё схемы 2а и 2б? Ведь на схеме 2а разум помещён ниже внерациональной психики. Это же не случайно, а с определённым смыслом? Ну а на схеме 2б разум вообще отсутствует, данная модель человека состоит из организма и «иррациональной психики». Что всё это означает?

Грозин:  Обратите внимание: наша картинка вряд ли вызовет у человека сильные эмоции. Она схематична. Захочет ли читатель вникать в эти абстрактные схемы? Мы рассчитываем на то, что читатель понимает важность обсуждаемого предмета. Или хотя бы проявит обычную любознательность.

Мы обращаемся к читателю, как разум к разуму. Предполагаем, что разум представительствует от имени человека: и от вашего, и от моего, и от имени возможного читателя. А вот другой пример мысленной модели человека: «кошка, гуляющая сама по себе». Привлекательный образ кокетливости, игривости, независимости... И этот образ тоже воспринимается разумом. Только внимание чуть смещено - с любознательности на самолюбование.

Если разум это заметит, он сделает поправку, отфильтрует примесь лести. А если не заметит, то может принять приятное за верное.

Честный:  Сперва надо бы объяснить, что такое разум и прочее.

Грозин:  Согласен. Попробуем объяснить сначала, что такое сознание.

Честный:  Отлично! Давно хотел рассеять туман вокруг этого понятия.

Грозин:  Один известный вам товарищ дал такое определение сознания.

Сознание - воспроизводящаяся в людях способность информационного взаимодействия с окружающим миром, присущая индивиду и ощущаемая им как его внутренний мир.

Сознание человека выполняет роль механизма адаптации поведения к обстоятельствам жизнедеятельности.

Честный:  Почему так подчёркивается информационный характер сознания?

Грозин:  Известно, что человек взаимодействует с окружающим миром не только информационно, но и материально. Питание, дыхание, другие биологические отправления, вскармливание потомства, труд. В материальных взаимодействиях существенным является движение веществ и энергии между организмом и внешней средой.

В информационных взаимодействиях переток вещества и энергии как правило ничтожен и не имеет самостоятельного значения. Низкоэнергетические (свет звук, прикосновение) и маловещественные (запах) явления воспринимаются органами чувств и нервной системой как сигналы, позволяющие организму направлять собственную энергию и обменные процессы сообразно обстоятельствам.

Например, плач маленького ребёнка пробуждает спящую мать, которая отвечает на этот маломощный сигнал определённым поведением, используя свои силы, возможности своего организма.

Честный:  Значит, информация - это сигналы?

Грозин:  Информация - это и сигналы, и образы явлений в наших головах, и тексты на бумажном или другом носителе, и речевое общение. Информация - это всё то, что оказывает или может оказывать управляющее воздействие на те или иные процессы. В животном мире наглядным примером информации являются следы, по которым животное обнаруживает добычу или узнаёт об опасности.

Честный:  Существует ли информация в материальном мире, или только в сознании?

Грозин:  Некоторые примеры информации очень материальны. Например, аттрактанты у насекомых - это особые вещества, выполняющие сигнальную функцию. В неживой природе существуют свои примеры, когда низкоэнергетическое воздействие вызывает мощные перемены. Например, снежную лавину инициирует небольшой ком снега, сдвинутый ветром.

Но только в живой природе возникают организмы, само существование которых зависит от верного реагирования на сигналы. С позиции живого существа, воспринимающего природные явления как сигналы и реагирующего на них, эти сигнальные явления представляют собой информацию.

Честный:  Кажется, я понял. Так же и хворост становится топливом, когда люди собирают его для костра. И плоды становятся пищей, когда кто-нибудь их поедает.

Грозин:  Да, если мы говорим об информации, всегда подразумевается кто-то, кто эту информацию использует. Или что-то: технические устройства тоже могут управляться сигналами.

Честный:  Прежде объясняли, что реальность отражается в сознании, как в зеркале. Или запечатлевается, как на фотографии.

Грозин:  Эти образные аналогии были хороши для своего времени. Сегодня впору сравнивать сознание с аудио- и видеозаписью. Но все эти аналогии «хромают», одни больше, другие меньше.

Отражение в зеркале не является информацией для самого зеркала. Ведь зеркало ничего не «видит». И фотографическое изображение не является информацией для плёнки или бумаги, на которых оно запечатлелось. Информацией это может являться лишь с точки зрения получателя.

Сознание - это не только носитель, но и получатель информации из внешнего мира и от сородичей.

Честный:  А также отправитель информации другим получателям.

Грозин:  Нет, отправителем является не сознание, а целиком человек. Информация передаётся речью, жестами, мимикой, письменно, рисунками и пр. То есть, поведением. Естественно, под управлением сознания.

Честный:  А видеозаписи, вообще компьютерные данные, те же фотографии, записанные в электронном виде на машинный носитель, - разве всё это неправомерно называют информацией?

Грозин:  Почему неправомерно? Все эти данные тоже предназначаются для каких-либо получателей. Когда мы говорим о технических устройствах, специально предназначенных для работы с информацией: считывания, запоминания, копирования, преобразования, передачи, отображения, то аналогия с сознанием получается довольно точная.

В живых организмах по ходу эволюции появляются особые структуры, обеспечивающие восприятие сигналов и доведение их до «заинтересованных», так сказать, частей организма. У животных, тем паче у человека, эти структуры превращаются уже в аппарат изощрённой переработки информации. Воспринимают, запоминают, преобразуют, комбинируют, упорядочивают - как в компьютерных устройствах.

Важно то, что информация чаще всего упреждает материальные обстоятельства. Благодаря этому живое существо получает возможность подготовиться к ситуации.

Честный:  Ладно. Теперь мы знаем, что живые существа взаимодействуют с окружающей средой материально и информационно. И что у человека информационные взаимодействия осуществляет сознание - особая способность, развившаяся в ходе биологической эволюции. Можете ли вы теперь объяснить, как обещали выше, что такое разум?

Грозин:  Давайте разберёмся. Разум - это то, чем сознание человека отличается от психики животных. Чтобы понять, что представляет собой разум, нужно рассмотреть, в чём состоит различие информационных способностей человека и самых умных животных.

Честный:  Логично.

Грозин:  Наиболее очевидно, что животные отличаются от людей гораздо меньшей способностью к обучению.

Детёнышей животных можно натренировать многому, однако их невозможно выучить до уровня даже не очень развитого человека. Память у животных гораздо менее объёмная и цепкая. И навык управления вниманием, который у человека достигает такой силы, что делает возможным разнообразное оперирование мысленными образами, у животных выработать не удаётся.

Заметим, что для составления даже одного простого предложения на человеческом языке требуется удерживать в мысленном поле зрения одновременно несколько разных образов.

Честный:  А более конкретно, Василий, вы не можете сказать, какая из важных человеческих способностей никаким животным «не по зубам»?

Грозин:  Вопрос, конечно, интересный, и особенно интересны пограничные случаи между человеком и менее развитым животным. Отвечая на этот вопрос, обыкновенно отмечают, что человек способен концентрировать внимание на мысленных образах, отличая их от непосредственных явлений окружающего мира. С этим связаны такие умения, как использование речи для взаимопередачи и сохранения информации, как теоретическое мышление, как осознание себя.

Животных не удаётся выучить этим умениям. Не та нервная система, не тот мозг.

Честный:  Но чётко и однозначно указать границу между человеком и животным в плане психики вы, кажется, не можете?

Грозин:  Это непростая задача. По общеизвестным представлениям человеческий род произошёл от доисторических животных. Развитие сознания (и мозга) шло постепенно в течение миллионов лет во взаимосвязи с совершенствованием трудовых навыков. В настоящее время разрыв между человеком и животными велик, но если рассматривать эволюционную цепочку вымерших переходных форм, то установить границу между не-человеком и человеком под силу лишь специалистам. А нас интересует мировоззренческое - общеочевидное - толкование.

Разум - это высокоразвитая способность сознания человека формировать упорядоченные представления.

Честный:  Что значит «упорядоченные»? И что означает «формировать»? И с какого уровня эта «высокоразвитая способность» должна считаться разумом?

Грозин:  Упорядоченные - от слова порядок. В самом общем случае, а наш случай как раз такой, всякая устойчивая определённость, всякая различимость есть элемент порядка. Окружающий нас мир многообразен, и в этом многообразии можно различить отдельные явления, обнаружить устойчивые различия, связи, отношения, границы, тенденции, закономерности. Всё это вместе выражается образом устойчивой определённости, различимости, структурированности явлений окружающего мира.

А в голове человека имеются мысленные образы этих явлений. Так вот, человек умеет «двигать» образы в своей голове. Сравнивать, сортировать, комбинировать и т. д.

Честный:  Мысленными образами вы называете то, что поступает в мозг от органов чувств?

Грозин:  От органов чувств поступают сигналы - нервные импульсы. Мозг автоматически обрабатывает их, и в памяти сохраняются уже связные, целостные картины, а не разрозненные ощущения разных моментов времени. Эти связные образы и поступают в распоряжение разума. Не только сиюминутные, но также прежние, хранящиеся в памяти. Плюс к образам от органов чувств - различные «теоретические» образы, полученные от старших, из языка, из обучения и самообучения.

Честный:  Почему у вас «теоретические» взято в кавычки?

Грозин:  Имеется в виду не специфическое научное знание, а самые обыденные обобщающие и упорядочивающие представления, такие как меньше и больше, начало и конец, цвет, форма, размер, сторона, громкость и т. п., которые мы привычно применяем в процессе мышления. Обыденные абстракции.

В привычном нам языке десятки тысяч слов, и с каждым словом связан какой-нибудь мысленный образ, а то и несколько. Искусство, навыки, методология накопления этого образного богатства в сознании, выстраивания устойчиво определённых конструкций, которые в одних случаях должны точно моделировать реальность, в других - отвечать каким-либо иным потребностям человека, - это и есть разум.

Честный:  А животные не могут формировать упорядоченных представлений? Быть может, они это осуществляют как-то по-своему?

Грозин:  Не забывайте, что разум - не блажь человека, а важнейший механизм приспосабливания поведения к обстановке. Он непременно проявляется в поведении. А в поведении животных разум проявляется разве что в сказках.

Честный:  Итак, разум - это способность человеческого сознания. Правильно ли я понял, что в сознании имеются и другие части помимо разума?

Грозин:  Правильно. Помимо разума есть внерациональная сфера психики: инстинкты, эмоциональные механизмы, неосознаваемые автоматические навыки. Разум пытается совать свой нос во все уголки сознания и учится всюду устанавливать свой порядок. Но не всё ему удаётся.

Честный:  Поясните наглядно, пожалуйста, что такое внерациональная психика.

Грозин:  Прежде всего это - автоматизмы сознания. Врождённые (инстинкты) и приобретённые.

Например, маленький ребёнок, у которого навыки разума ещё не развились, тем не менее проявляет способность реагировать на внешние условия, есть, хватать, плакать. У него имеется способность к самообучению, хотя поначалу и очень ограниченная.

Примерами натренировываемых автоматических навыков могут служить: переворачивание зрительных образов «с головы на ноги», настройка слуха на текущий уровень громкости, «нейтрализация» привычных ощущений силы тяжести, неизменных запахов и т. д.

Внерациональными являются также физиологически обусловленные проявления психики: усталость, утомление, гормональные изменения, голод, боль, половое влечение.

Эмоциональные реакции человека в той мере, в какой они вызываются автоматизмами или физиологическими причинами, тоже относятся к внерациональной сфере: страх, ярость, перевозбуждающее влечение и т.п.

Честный:  А в чём отличие разума от внерациональной части сознания?

Грозин:  Характерным навыком разума является самонаблюдение. Разум как бы постоянно смотрится в зеркало. Другими словами, сообщает обо всех мысленных операциях в сознании нашему вниманию.

Эта особенность разума (её называют рефлексией) имеет огромное значение. Мало того, что человек моделирует в уме реальные явления, строит прогнозы, проигрывает варианты. Освоение, познание и совершенствование самих навыков разума превращаются благодаря рефлексии в сознательную и целенаправленную деятельность.

Честный:  Да, но внимание при этом отвлекается от внешних обстоятельств. Разве это идёт на пользу человеку?

Грозин:  Верно, если человек глубоко задумается в неподходящей ситуации, ему придётся плохо. Одновременно в фокусе внимания нужно держать и перемены окружающей обстановки, и действия, совершаемые самим человеком. Без натренированных умений, в том числе автоматических, такое человеку не под силу.

Так что разум представояет собой целую систему навыков управления вниманием, памятью, воображением. Осознавая и наблюдая себя, разум тем не менее использует и автоматические умения сознания, которые обычно не распознаются вниманием, не осознаются.

Честный:  Вы упоминаете память. Это значит, что результаты самонаблюдения запоминаются человеком?

Грозин:  Да, но и здесь разум не может объять необъятного. Вырабатываются навыки запоминания, в том числе и автоматические, «безотчётные». Внимание, направляемое разумом, успевает отслеживать не всё, что попадает в память. И наоборот, память не всегда сохраняет то, что оказывалось в поле внимания.

Честный:  Выходит, что в памяти человека может храниться информация, о которой он сам не подозревает?

Грозин:  Не совсем так. Те навыки управления вниманием и памятью, которые мы упомянули в связи с разумом, включают привычные человеку способы поиска в памяти, «вспоминания». И вот эти привычные способы могут не срабатывать, если запоминание происходило в обход разума.

Честный:  А внерациональная психика тоже ведёт за собой наблюдение?

Грозин:  Нет, на это способен только разум. Внерациональные проявления - это безусловные и условные рефлексы (не путать с рефлексией!). Они не предъявляют себя вниманию человека. Разум узнаёт о них задним числом, когда рефлекс уже сработал, дело сделано.

И всё-таки разум позволяет человеку справиться с нежелательным рефлексом. Поняв, при каких обстоятельствах срабатывает данный автоматизм, человек может так спланировать поведение, что эти обстоятельства не возникнут или будут подавлены более существенными контробстоятельствами.

Честный:  Значит, разум может одни рефлексы подкреплять, а другие ослаблять?

Грозин:  И даже новые конструировать. Только не разум, а человек, руководимый разумом.

Слаженная работа сознания возможна лишь при условии слаженности различных его навыков и механизмов, сознательных и бессознательных. Когда и настроение, и эмоциональная реакция, и мысленное моделирование, и привычки, и автоматизмы подстраиваются под ситуацию и при сложении обеспечивают наиболее адекватное реагирование.

Конечно, поддерживать порядок в этом сложном хозяйстве по силам только разуму.

Честный:  А по силам ли?

Грозин:  По силам. Самонаблюдение, самоконтроль - вполне привычное состояние бодрствующего человека.

Возможности разума велики, и они ещё более возрастают за счёт взаимопомощи людей. Мы уже упоминали канву общих представлений с её типовыми алгоритмами (см. 2). Возьмите также искусство, которое развивает навыки критического самопознания и самосовершенствования. Не будем сбрасывать со счетов и десятилетнее среднее образование. Как-никак солидная тренировка навыков познания и владения своей психикой.

Если бы не хаотизаторы...

Честный:  Нет, Василий, на сегодня довольно. Хаотизаторов давайте оставим на следующий раз. Закругляйтесь.

Грозин:  Хорошо. Итак, разум даёт человеку - индивиду и обществу - огромные возможности приспосабливания к окружающей среде. И к тем новым проблемам, которые возникают в изменяющихся, искусственно создаваемых условиях жизнедеятельности человека.

В то же время многие достижения человеческого гения могут быть обращены во вред сородичам. В новейшей истории тому есть свои примеры. Причём новейший вред связан с массовым умышленным оглуплением человека, с принижением роли разума в обыденном представлении о человеке, с дезорганизацией процессов общественного самопознания и развития.

На этом и прервёмся до следующей встречи. Всего доброго, товарищ Честный. Доброго и вам, дорогие друзья.

Честный:  До свидания, Василий.

15.01.2013.

Предыдущая Оглавление Следующая


Сайт управляется системой uCoz