Музей разрушения СССР


ПРАВДА
№ 204 (26652). Понедельник, 02 сентября 1991 г.

В моем распоряжении только ксерокопия материала газеты, озаглавленного: "Предлагаем план стабилизации". Материал приводится ниже. - В. Г.

Предлагаем план стабилизации


К началу "ПРАВДА" * 02 сентября 1991 г. * № 204 (26652)

Предлагаем план стабилизации

Москва, Кремль, Президенту СССР,
Президентам независимых государств
(бывших республик СССР)
Копия: Москва,
Верховный Совет РСФСР, Ельцину

Безусловно признавая право всех республик на независимость, так же, как автономий всех уровней, имеющих автономный статус, согласно Конституции СССР, считаем необходимым в целях стабилизации политической, экономической и психологической (!!! - В.Г.) ситуации, сложившейся на территории бывшего Советского Союза, следующее:

Немедленно сформировать с участием всех 15 республик Высший контрольный совет, в ведение которого, при участии Президента СССР и Министерства обороны, передать контроль за всеми ядерными объектами на территории бывшего Советского Союза. Никакие заверения одного или двух президентов или министра обороны, что ядерные силы находятся под их контролем, не могут быть гарантией для народов нашей страны и всего международного сообщества. Мы предостерегаем западных лидеров от излишней доверчивости. Только после этого Запад может и должен оказать гуманитарную помощь, но обязательно непосредственно республикам с непременным распределением ее пропорционально между ними. Непропорциональное распределение помощи может вызвать взрыв ненависти к представителям некоренных национальностей. Запад должен понимать: если помощь будет получать в первую очередь Россия, то это грозит жизни и благополучию миллионов русских, проживающих за ее пределами. Единственным и безусловным критерием предоставления гуманитарной помощи должно быть соблюдение прав человека в полном объеме Всеобщей декларации прав человека. Все долгосрочные виды помощи должны быть временно приостановлены, иначе средства вновь уйдут в песок или, что еще опасней, на стабилизацию военно-промышленного комплекса и структур, с ним связанных. На последующий переходный период мы считаем возможным предложить еще следующий ориентировочный план стабилизации:

1. Съезд народных депутатов СССР предоставляет независимость всем республикам и автономиям, подтвердившим стремление к ней демократическим путем. После этого акта выработать и заключить в кратчайший (не более двух месяцев) срок межгосударственные договоры, гарантирующие права всех национальных меньшинств, и для контроля за соблюдением этого создать на своих территориях постоянно действующие комиссии международных наблюдателей.

2. Всем офицерам и прапорщикам Советской Армии, покидающим ее в связи с сокращением вооруженных сил и в связи с возвращением армейских частей из Европы, предоставить земельный надел в регионе прохождения службы или (по их выбору) там, откуда они были призваны. Земля должна быть передана в вечное владение с правом продажи и наследования. На тех же условиях земля должна быть предоставлена всем беженцам. Всем лицам, депортированным государством в прошлом, должны быть даны гарантии постеленного возращения к прежним местам. Все депортированные в последние годы, как это происходит в Карабахе и прилегающих районах, должны быть возвращены незамедлительно. Всем вышеперечисленным лицам должна быть предоставлена государственная помощь в освоении земельных наделов или в восстановлении разоренных хозяйств. Мы призываем Запад поддержать этот конкретный проект.

3. Президенту СССР и руководителям всех республик, включая автономии, сформировать Временный Государственный Совет из лиц, пользующихся общественным доверием. Поручить Совету решение всех оперативных вопросов временного управления, подчинив ему действующие союзные министерства. После этого Съезду народных депутатов, руководствуясь только высшими целями сохранения жизни своих сограждан, следует признать, что его полномочия (и возможности) исчерпаны, и самораспуститься.

Мы полагаем, что будущие государства на равных основаниях смогут объединить в первую очередь следующие функции:

1. Оборона общих границ Содружеств Свободных Суверенных Республик Европы и Азии, при одновременном создании своих армий в государствах, которые того пожелают. Совместное командование всеми вооруженными силами только в случае нападения на Содружество извне. Сохранение Высшего контрольного совета над ядерными силами и ядерными объектами.

2. Объединенное Министерство иностранных дел для решения проблем всемирного разоружения и выработки стратегического направления международной политики. При этом каждое государство должно иметь свой МИД с полным объемом функций вступления в договорные отношения со странами, входящими в Содружество и в нем не состоящими, и с полным объемом консульских функций. Представительство СССР в ООН до принятия в нее государств Содружества должно быть предоставлено всем государствам Содружества поочередно с присутствием остальных в качестве наблюдателей.

3. Государства Содружества должны взять на себя пропорционально разделенные обязательства СССР по внешней задолженности.

4. Общей функцией должны стать транспорт и связь на всей территории Содружества при одновременном создании ими собственной транспортной (всех видов, включая авиацию) и коммуникационной систем. Общей, но частично, должна быть система энергетики, в частности ядерная (как и ее охрана).

Мы выражаем надежду, что при выполнении этих первоочередных задач и предоставлении безусловного права всем независимым государствам не входить в будущее Содружество, пока они сами того не пожелают, на безбрежных просторах бывшего Союза произойдет бескровный переход к единому экономическому пространству. И Содружество Свободных Суверенных Республик Европы и Азии цивилизованно вольется в общемировую семью народов.

29 августа 1991 года.

Елена БОННЭР - президент Международного конгресса
памяти Андрея Сахарова.
Юрий САМОДУРОВ - директор оргкомитета Международного
конгресса памяти Андрея Сахарова.

КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ: Мы сочли необходимым послать эту телеграмму, потому что Президент СССР, вернувшись к своим обязанностям, так и не сказал, какое будущее он теперь готовит народам, населяющим одну шестую часть планеты. Опять Союзный договор, опять обращение к Западу за помощью и вялое следование за событиями, а не анализ новой ситуации. Президент РСФСР высказался определенней. Предъявив территориальные претензии соседям России, он фактически сделал опасный шаг в прошлое. Великая Россия - это новый ВПК, новые тоталитарные структуры и попытка повернуть вспять "локомотив истории". Всем демократическим силам, тем, кто спас страну в эти три дня, пора четко определить, что мы создаем. Державную, милитаризованную, военно-бюрократическую, легко управляемую Россию - "Самодержавие, православие, народность" - или свободное, демократическое содружество государств.

ПОСТСКРИПТУМ. То, что мы опубликовали телеграмму в "Правде", - это наша "проверка на дорогах".

Елена БОННЭР,
Юрий САМОДУРОВ.


Сайт управляется системой uCoz