Злым богом быть не так уж трудно

Правила игры

Есть простая игра, популярная прежде на вечеринках, не требующая компьютера и специальных знаний. Добровольцу, назовем его управляемый, демонстрируют некий предмет, который спрячут в комнате, чтобы управляемый его отыскал. Управляемого выпроваживают из комнаты, предмет прячут в ней в укромном месте, затем нашего героя призывают войти и найти. А второй персонаж, назовем его менеджер, должен подсказывать управляемому, приближается ли он к цели (теплее, горячо, очень горячо) или же, напротив, удаляется (холоднее, холодно, совсем холодно). Остальным предлагается быть зрителями.

Игра занятная. Управляемому сулят что-нибудь приятное: например, получить сам этот предмет в качестве приза. Или поцеловать любую из присутствующих дам по своему выбору. Или, если управляемым является дама, потребовать от кого-то из присутствующих исполнить свое желание. Надо сказать, что такого рода приз придает игре особый интерес и колорит. Нельзя предмет перепрятывать, выносить из комнаты. Правила у игры не очень строгие, вечеринка есть вечеринка. Притом что никому из участников, скорее всего, не захочется испортить впечатление о своей персоне или же как-то омрачить общее настроение.

Каковы возможности управляемого? Немалые. Он знает величину и характер предмета, в какой-то мере знает комнату, может прикинуть вероятные места. Если менеджер вздумает водить его за нос, и зрители, прекрасно знающие, где "собака зарыта", для пущего интереса не станут пенять менеджеру, то и тогда управляемый скоро заметит, что указания менеджера противоречивы: сначала заводят в один угол, а потом в другой. Сложно перепрятать предмет на глазах у управляемого, да и зрители могут уличить, ведь каждый играет за себя, а не все против одного. Конечно, если комната велика, если вечеринка многолюдна, то за всем не уследишь. Но при таких обстоятельствах и сама игра становится уже изначально неинтересной. Под это придумывают другие развлечения.

Прониклись атмосферой? Эта ситуация может служить неплохой умозрительной моделью того, что называется управлением в человеческих системах. То есть, когда одни люди управляют поведением других. Тут присутствуют все существенные элементы:

Что главное в управлении, какой из элементов? Это неправомерный вопрос, все равно что спросить, какой орган главный в организме человека. Есть органы жизненно важные, есть то, без чего можно как-нибудь прожить. Однако, правильнее всего относиться к организму, как к целостности, гармоничному единству. Примерно так следует понимать и управление - как системное целое. Это в идеале, конечно, с точки зрения жизнедеятельности человеческого общества как целого, отвлекаясь от межгрупповых противоречий, кризисных ситуаций, субъективно-определенной конкретики.

Как дистиллированная вода отличается от встречающейся в природе, так человек, рассматриваемый в идеальном управлении, отличается от реального человека. Мы знаем, что Мировой океан солон и горек, а во многих обитаемых местах уже здорово загрязнен человеком. Болота не очень вдохновляют, хотя и они природе надобны. Вода рек и пресных водоемов загрязняется человеком, кроме малодоступных, или специально охраняемых обществом.

И все же, подобно тому, как в жизни мы прекрасно обходимся колодезной, ключевой водой, а удовлетворительно даже водопроводной, так и в управлении "неидеальность" человека не создает непреодолимых преград. Но об этом, вероятно, речь пойдет как-нибудь позже, пока же вернемся к нашей игре.

Наш пример интересен и с психологической точки зрения - как добровольное согласие людей, мало знакомых между собой, на управление поведением. Это предполагает наличие определенного взаимного доверия, адекватного ситуации. Мы уже говорили, что в большой, интенсивно движущейся массе людей на такую игру вряд ли кто согласится. И это, наверное, правильно. Подумайте также, как влияет на решение о согласии, например, наличие среди публики ваших надежных знакомых или же, наоборот, их отсутствие, хуже того, присутствие известных вам прохиндеев.

Но посмотрим на нашу игру более серьезно. Примерно так же организовано управление не на вечеринках, а практически во всех человеческих жизненных ситуациях, где можно выделить менеджера и управляемого.

Есть люди, которым скажи о чем-нибудь занятном для ума, так они начинают искать это занятное буквально во всем, что их окружает, доводя до абсурда даже вполне здравые представления. Не говоря уже об астрологических концепциях, суевериях.

Управление - как раз такая занятная вещь. Давайте оговоримся, что мы понимаем сложность рассматриваемого феномена - человеческого общества, а также и то, что всякое знание ограничено определенным классом явлений. Мы говорим о взаимоотношениях людей, где явно различаются роли управляемого и управляющего (менеджера). Это широкий класс отношений: начальник - подчиненный, наниматель - работник, профессионал - его клиент, заказчик - исполнитель. В последних двух случаях менеджером может выступать любая из сторон, иногда эта роль переходит из рук в руки, иногда создается некий координационный менеджер, - так или иначе эти взаимоотношения чреваты управлением. Самое интересное, что в этот наш класс попадают очень всем интересные отношения власти и общества.

Продолжим игру в "холодно-горячо", имея в виду не вечеринку, а более общую абстрактную ситуацию управления. Уверенность управляемого, что он сумеет уличить менеджера в жульничестве, ежели таковое случится, прямо и непосредственно связана с тем, что менеджер - не волшебник. Он не может сверхъестественным способом перенести спрятанный предмет, он не может по мере игры менять очертания комнаты, не может произвольно двигать в ней мебель, организовывать из всех присутствующих хоровод и много других "не может" в этом же роде. Будь он волшебником, с ним следовало бы вступить совсем в другие отношения, в которых сомнениям места нет - все равно их не проверишь.

Вдруг наш менеджер-неволшебник гасит в комнате свет и включает технику, характерную для дискотеки - оглушительную музыку, мигающее, скрадывающее интерьер комнаты освещение, еще и туману напускает. Комнаты вам уже не видно, команд "холодно-горячо" не расслышать. Вы разогреты игрой, поцелуй манит сильно. Собираетесь отыскать менеджера и прекратить этот беспредел, но тут в микрофон объясняют, что это не блажь менеджера, что молодежь хочет дискотеки, скучная комната и скучные игры надоели молодым, а желание народа - дело святое. Недовольство же устаревающих потому можно не принимать всерьез, что это дело обычное - всегда у стариков в их время и мед был слаще, и девушки - лучше, и вода - мокрее. Хватит чужой век заедать.

Управляемому, поелику он недоволен, предлагается купить наушники, а лучше того - шлем виртуальной реальности. Так он никому не будет мешать оттягиваться, к тому же расслышит то, что никак не расслышать без наушников. Выбирай любой канал и канай...

Надо сказать, что это изменение обстановки в комнате кардинально меняет привычные правила старомодной игры. Настолько, что механизм и управления, и контроля перестает действовать. Управляемый не против дискотек, кроме того, он вовсе не хочет заедать век молодым, но дискотеку он всегда считал эпизодическим мероприятием, как говорится, делу - время, потехе - час. Так что он нескоро осознает, что данная потеха - надолго, что к моменту, когда все натанцуются и понабьют себе шишек, привычная прежде комната, где только дальние углы были ему плохо известны, превратится в нечто совсем иное.

В темноте и грохоте прежнюю мебель, мешающую танцевать, сначала станут отодвигать куда попало без особых церемоний. Она будет ломаться, так что придется ее выбрасывать. Взамен натащат немного старомодной, невесть откуда и в кредит, но более - импортной разного рода и назначения, опять же, в кредит. Теперь, если включить нормальный свет, снять виртуальный шлем и залезть на что-нибудь повыше, взору управляемого предстанет очень замысловатый лабиринт из мебели. Где в игру "холодно-горячо" можно играть бесконечно, поскольку даже сверху не очевидно, приближается управляемый к цели, или удаляется от нее.

Возникает вопрос, как удалось за время всеобщих танцев устроить в комнате эту непролазную конструкцию? Отвечать на этот вопрос менеджеры не любят. Они у нас ба-а-альшие психологи, умеют как-то так транслировать свою любовь и нелюбовь в наши головы, что мы просто не задаем им неприятных вопросов. Более того, и на возвышение не залезаем. Значит, все-таки они у нас немножко волшебники.

А что толку лезть на какое-то возвышение и смотреть на лабиринт? Ох уж, эти мне любители все делать с толком. Есть три момента, которые следует принять во внимание.

Во-первых, по серьезным вопросам устройства интерьера в масштабе страны, притом в кредит, никакой нормальный менеджер молодых охотников до дискотек слушать не станет. Значит наши немножко волшебники были не совсем нормальные. Похоже, они заранее имели проект лабиринта из импортной мебели в кредит, а дискотечная стихия была устроена для прикрытия. Это очень интересное предположение. Оно объясняет, например, что нынешнее постепенное прекращение дискотечного беспредела является не корректировкой курса реформ, а давно запланированным развитием этого курса.

Во-вторых, лабиринт исключительно хорош для бесцельного безответственного управления. Свет уже включен, команды слышны, но что толку? Управляемому всегда можно сказать, что лабиринт - это реальность, что он очень сложен, тут нужен такой менеджер-лоцман, тут такой уровень, такая элитарность, такие деньги... Лучше, мол, не мешать процессу.

Однако, эта дорога никуда ж не приведет. Но це и не треба, самое интересное для менеджеров происходит не в лабиринте. А в лабиринте можно не особо напрягаться с менеджментом - никуда управляемый оттуда не денется. Работенка непыльная, вон их сколько, лоцманов по лабиринтам.

Главное, чтобы поменьше этих разговоров о целях, последствиях, ответственности, лабиринтах. На это, чтоб поменьше, не жаль никаких уловок, пардон, усилий. Пусть блоги пишут, самовыражаются.

В третьих, если ты, во что бы то ни стало, собираешься в этой комнате дальше жить и даже иметь потомство, то надо привыкать к мысли, что лабиринт придется разбирать. Для этого нужно сообща обследовать нашу комнату, не покупаясь на виртуальные фокусы наших не совсем нормальных немножко волшебников.

Ну а самим волшебникам предлагаю задуматься над вопросом: почему в средневековой Европе сожгли жуткое количество ведьм? Не за что, а почему. Не полагаясь на менеджерскую прозорливость, а также в расчете на любознательных управляемых, выскажу свою версию ответа. Ведьм жгли не из жестокости, не по принуждению, не из корысти завладеть их добром. Основным психологическим мотивом был страх перед неведомой колдовской силой и страх, как теперь выражаются, по жизни, который в мировоззрении людей, оторванном от реальности, чуть не сам собой легко направлялся против потусторонних сил в человеческом обличье. Наблюдая, как менеджеры продолжают уводить сознание своих управляемых от объективного мира, одновременно для профилактики экстремизьма попугивая людей разными ужасами из своего элитарного бытия, трудно понять беспечность современных почти волшебников. Стоит ли игра костров?

Мне лично будет спокойнее в стране атеистического научного оптимизма, православной духовности, мусульманской верности и общенародной уверенности в будущем. Правда, я не волшебник, я только учусь...

55
Москва 26 ноября 2006 г.
mailto:sov_ok@mail.ru
Защита памяти














Сайт управляется системой uCoz